Точка опоры: народное искусство и современная образовательная практика. Цели, методы, проекты

2019 год
В сборнике представлены выступления участников круглого стола «Точка опоры: народное искусство и современная образовательная практика. Цели, методы, проекты». Круглый стол проводился в рамках выставочного проекта музея «Точка опоры. Новое народное». Целью круглого стола стало создание на базе Всероссийского музея декоративного искусства постоянной методической площадки для презентации наиболее успешных методик в области художественной и музейной педагогики на материале декоративно-прикладного искусства, а также обмена опытом между специалистами образовательных, культурных, научных институций, связанных общей задачей воспитания молодых профессионалов в различных областях декоративного искусства и дизайна. Участие в заседаниях приняли более 20 специалистов из разных регионов РФ. Основной темой была выбрана роль традиций народного искусства в современной художественной и музейной педагогике.

17 апреля 2019 года во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка-лаборатория в рамках проекта «Точка опоры. Новое народное». На выставке были представлены творческие проекты современных авторов, созданные на основе русского традиционного искусства. Что значит «народное искусство» для современного художника и дизайнера? Смотрит ли он на художественную традицию глазами туриста или местного жителя? Воспроизводит клише и мифы о «народном», известные с XIX-го века, или через личный «полевой» опыт, изучение подлинников и самой природы, «узнает себя» в мире традиции? Ловит его ритм, ценности, разнообразие и цельность, архаику и актуальность? Выставка-лаборатория «Точка опоры. Новое народное» объединила молодежные проекты от ведущих учебных заведений Москвы, Петербурга и других регионов, а также работы независимых дизайнеров во всем многообразии вариантов интерпретации народного искусства: от стилизации до постижения самих принципов традиционной культуры, где функция и эстетика предмета нераздельны, а «канон» подразумевает свободу. На выставке были представлены арт-объекты, произведения декоративного искусства, предметы мебели и проектная графика, коллекции дизайнерской одежды и художественного текстиля, авторская игрушка.

Всероссийский музей декоративного искусства с первых лет своего основания не только решает задачи комплектации и хранения коллекции народного искусства, но и ведет активную просветительскую работу в сфере его осмысления, сотрудничая с художественными учебными заведениями — школами, студиями, ВУЗами, — а также «независимыми» художниками, дизайнерами, музыкантами. То есть теми творческими людьми и сообществами, которые разделяют миссию нашего музея — хранить, изучать и искать формы интеграции народного искусства в современную жизнь. Сегодня, как и сто с лишним лет назад, вслед за М.А. Врубелем и И.Я. Билибиным, Н.С. Гончаровой и К.С. Малевичем, наиболее чуткие мастера ищут и находят в национальном искусстве возможности для своего роста, идеи для глубоких художественных проектов. Возможно, именно потому, что «народное» — это всегда «новое», всегда живое и актуальное в своей опоре на вечное.

Проект «Точка опоры. Новое народное» имеет свою предысторию. В 2012 – 2013 гг. Просветительский центр музея выступил инициатором фестиваля «Древо жизни», где был апробирован новый формат выставки, объединивший работы студентов, детские проекты, произведения профессиональных авторов на тему образов народного искусства. Данный формат был выбран неслучайно, в его основе — одна из ключевых идей фестиваля, — идея «школы», преемственности, передачи художественного опыта от зрелого мастера начинающему. Заданная музеем тема — образы птицы, древа, — раскрывалась участниками выставки в широком культурном диапазоне, в символическом, художественном и экологическом ключе. Это придало фестивалю необходимую динамику, сделало его по-настоящему «музейным»: глубоким и интересным. Фестиваль прошел при активной поддержке Ассоциации художников декоративных искусств МСХ, Союза дизайнеров, современных музыкантов (Сергея Старостина, Александра Маноцкова, Варвары Котовой, Полины Терентьевой, Таисии Краснопевцевой и др.). По-новому раскрылись в экспозиции такие традиционные материалы, как стекло, керамика, металл и дерево, текстиль. В фестивале приняли участие художники России, Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Германии, подчеркнув общечеловеческую природу образов народного искусства.