IN ALL GLOW. CRYSTAL FROM SHAPE TO CUT

Кураторский проект «Во всём блеске. Хрусталь от формы до огранки» представляет историческое художественное стекло и хрусталь в сопровождении работ художников авангарда, оттепели и современности из частных собраний.

Всероссийский музей декоративного искусства хранит одну из самых богатых коллекций, которая отражает все этапы истории русского стеклоделия и включает изделия, выполненные на стекольных предприятиях Российской империи, советских стекольных заводах и в студиях современных художников. Русское и советское стекло впервые демонстрируется в одном пространстве с новыми медиа: фотографией, видео-артом и инсталляциями. Так прослеживается единая линия в развитии отечественного искусства — станкового, декоративного, прикладного и тиражного — от классицизма до постмодерна, а произведения художников-стеклоделов — Веры Мухиной, Бориса Смирнова, Лейды Юрген — показываются наряду с работами Александра Родченко, графикой Юрия Пименова и живописью Дмитрия Гутова.

Экспозиция выстроена как путь создания предмета: от состава стекольной массы и определения формы будущего изделия до его художественной обработки. Шаги мастеров и свойства материала отражаются не только в хрустальных и стеклянных экспонатах, но и в работах-ассоциациях из других областей искусства, которые рифмуются с шедеврами музейного фонда — их объединяют форма и детали, образ граней и игра света, цветовая палитра и пластика.


Концепция этой выставки выросла из непосредственной работы с материалом — чем больше мы узнавали о тонкостях производства и обработки хрусталя, тем сильнее ощущалась необходимость сделать этот процесс доступным и показать каждую рабочую станцию как отдельную область для творчества и открытий. Идея непрерывности творческого процесса раскрывается через диалог исторической коллекции и объектов современных художников, созданных специально для проекта — свои работы представили Ирина Корина, Марго Макарова, Александра Нестёркина, Мария Пухова, Ольга Трейвас, Марго Трушина, Саша Фролова. Выставка продолжается и во внутреннем дворе Всероссийского музея декоративного искусства, где инсталлирована серия объектов команды художников FRESH.GLASS.
 
Этот проект призван помочь зрителю узнать историю русского стеклоделия, понять основные этапы создания уникальных предметов, а также обнаружить неожиданные стороны хрусталя, — другими словами, показать этот уникальный материал во всём блеске и раскрыть широкий спектр его возможностей. Надеемся, выставка даст новый импульс в изучении русского декоративного искусства, вдохновит современных художников и дизайнеров на работу с этим удивительным и многогранным материалом — стеклом.



Фото экспозиции Василий Буланов.

СОСТАВ: ОТ ТЕСТА К ЛИНЗЕ

Хрусталь, как и обычное стекло, начинается с шихты — смеси соды, кварцевого песка и поташа (карбоната калия). Шихту очищают от железа (иначе стекло приобретет грязный зеленоватый оттенок) и плавят в печах при температуре 1500 градусов Цельсия: при более низких температурах стекольная масса, «тесто», теряет прозрачность и начинает напоминать жженый сахар. Непрозрачное стекло среди археологических находок — свидетельство недостаточно высокой температуры плавления шихты. Так опровергается популярная легенда, записанная Плинием Старшим, об «открытии» стекла финикийскими купцами-мореплавателями, которые — застигнутые штормом на острове — разожгли костер на кусках каменной соды, а наутро нашли в золе куски стекла. Конечно, температура в костре не была достаточной для получения стекла — впервые, как считается, его изготовили жители Помпей для банного окна.

Хрусталь — стекло с повышенной прозрачностью и силой преломления световых лучей — появляется в результате опытов по очистке шихты от примесей и добавления оксида свинца (или бария). Своим названием он обязан сходству с природным минералом — горным хрусталем, бесцветной и прозрачной разновидностью кварца. Впервые хрусталь научились изготавливать в Англии в XVII столетии, а в XVIII веке его производство освоили и в России. Изделия из хрусталя выпускались на Императорском стеклянном заводе в Петербурге и Гусевском хрустальном заводе во Владимирской губернии. Позже заработали еще два предприятия — Николо-Бахметьевский хрустальный завод под Пензой и Дятьковский хрустальный завод недалеко от Брянска. Гусевское, Николо-Бахметьевское и Дятьковское производства продолжают свою работу и сегодня — здесь выпускается тиражная и лимитированная авторская продукция.

В собрании Всероссийского музея декоративного искусства хранятся аптечные пузырьки XVII–XVIII столетий — это пример «мутного» стекла, не очищенного от примесей. Напротив, работа художницы Марины Лисицыной создана из абсолютно прозрачного оптического стекла с повышенной силой преломления, разработанного учеными для приборов и фотоаппаратов. Скульптуры Марии Кошенковой визуализируют сам процесс рождения стекла из жерла печей, а в лабораторных журналах Дарьи Пановой каталогизированы самые разные сплавы, рассортированные по цветовой палитре, форме и степени прозрачности.

 

1. Объект «Глубина», Марина Лисицына, Лыткаринский завод оптического стекла, 2008 год, оптическое цветное стекло, широкая грань, закатка, шлифовка, полировка. 13,3 × 10,8 × 11,8, Всероссийский музей декоративного искусства. 2. Серия «Strange corps», Мария Кошенкова, 2023 год, стекло, полировка, серебрение. 42 × 42 × 37, Частное собрание. 3. Уэдсли Оливия, Песок : Роман / пер. с англ. В. и Л. Шполянских ; обложка: В. Либаков ; [Москва] : Пучина, МСМXXVIII [1928], бумага, печать. 18 × 13, МИРА коллекция.

ЦВЕТ: ОТ ЗОЛОТА К РУБИНУ

Сегодня мы привыкли к прозрачному и бесцветному хрусталю и стеклу, однако в начале истории освоения производства гораздо проще было получить цветное стекло. Цветовая палитра была обусловлена примесями (те же оксиды металлов) или достигалась благодаря специально подобранным красителям на основе солей. В России опыты по окрашиванию стекольной массы проводил Михаил Ломоносов, добившийся получения стекла и хрусталя различных оттенков благодаря добавкам дорогих или драгоценных металлов. Рубиновый оттенок стеклу сообщало золото, желтый — серебро, а синий — кобальт. Позднее появятся более дешевые аналоги: стекольщики научились использовать медь для достижения красного цвета и хром — для желтого. Интересно, что цвет самого красителя и цвет готового изделия не всегда совпадают. Иногда финальный результат становится понятен только после отжига — медленного охлаждения изделия.

Экспонаты этого раздела — примеры цветного стекла и хрусталя из коллекции музея: от драгоценного золотого рубина до насыщенного изумрудного и синего. Рецептуры цветных стекол выверялись годами и держались мастерами в секрете, а опыты могли угрожать здоровью мастеров: например, ярко-зеленый цвет получался при добавлении ядовитого урана. Кувшин из розалинового хрусталя обязан своим нежным оттенком чайной розы добавлению селена. При этом спектр цветов, который дает этот металл, очень широк — именно селеновое ярко-красное стекло использовалось для изготовления «рубиновых звезд» башен Московского Кремля.

Эксперименты с составом и цветом стекольной массы продолжались химиками и стекольщиками и в XX столетии. В 1950-е годы на Ленинградском заводе художественного стекла (ЛЗХС) было разработано сульфидно-цинковое стекло молочных тонов, известное как «русское чудо». Прозрачность его тона могла варьироваться от опаловых оттенков, как в десертном наборе художницы Лейды Юрген, до плотных, как в приборе для соков «Арбуз» главного художника завода «Красный Май» Анатолия Силко. Советские мастера также экспериментировали с венецианской техникой миллефиори — производство «тысячи цветов» (цветных узоров в толще стенок предмета) подразумевало работу со стеклянными «прутиками» нужных рисунков.

Экспериментом с цветом — научным и практическим — были увлечены художники русского авангарда: в 1920-е годы дисциплина «Цвет» была обязательной для всех студентов Вхутемаса — легендарных московских Высших художественно-технических мастерских. Цветовые таблицы составляли и в Петрограде-Ленинграде: в середине 1920-х в Институте художественной культуры — Гинхуке — Казимир Малевич и Михаил Матюшин с учениками проводили опыты по восприятию цвета и звука. В 1932-м был издан матюшинский «Справочник по цвету» — первая книга отдела Органической культуры Гинхука. Аналогичные опыты с цветовыми кругами и таблицами велись и в Европе — швейцарский дизайнер и архитектор Макс Билль, выпускник Баухауса и близкий друг Василия Кандинского, создавал оптические иллюзии путем соположения геометрических форм разных цветов.

Представители «второго авангарда» — нонконформистская группа «Движение» — исследуют кинетическую природу цвета. Цветовая растяжка Сергея Жигалкина становится ассоциацией к процессу поиска нужного оттенка стекольной массы и рифмуется с лаконичнымм тиражным стеклом эпохи оттепели. Сегодня художникам доступна широкая палитра красок промышленного производства. При этом многие живописцы продолжают эксперименты с натуральными и другими пигментами. Холсты современного художника Бориса Чайки демонстрируют оттенки цветового спектра: для производства некоторых масляных красок и стекла используют одни и те же красители.

 

1. Сергей Жигалкин, 1970-е года, Бумага, акварель. 36 × 11,5, МИРА коллекция. 2. Flos Caelestis («Небесный цветок»), Саша Фролова, Валерия Симонова, Гусевский хрустальный завод им. А. Мальцова, 2024 год, Хрусталь бесцветный, голубой, выдувание, склейка. 3. Графин из сервиза «Адам», Екатерина Яновская, Ленинградский завод художественного стекла, 1975 год, бесцветный и цветной хрусталь, нацвет, широкая грань. 19,7 × 10,5, Всероссийский музей декоративного искусства. 4. Кувшин. Императорский фарфоровый и стеклянный завод, 1897 год, розалиновый хрусталь, выдувание, резная «русская грань», шлифование, полировка. 75 × 33, Всероссийский музей декоративного искусства.

ФОРМА: ОТ БАНКИ К БОКАЛУ

После подготовки стекольной массы наступает этап формовки. Выдув, литье, моллирование и гутничество — одни из самых популярных техник, которые используются художниками хрусталя и стекла сегодня.

При выдуве на заводе над одним изделием работают сразу несколько мастеров — выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Сначала на трубку набирают хрустальную массу. Поскольку она быстро остывает, мастера для получения нужной формы постоянно прокручивают трубки в катальнике. Из стекломассы выдувается заготовка-полубанок, которая погружается прессовальщиком в форму — в ней будущее изделие обретает заданные контуры. Мастера гутной техники формуют горячее стекло прямо на стекольной трубке, создавая изделие, не требующее дальнейшей обработки. При моллировании кусочки стекла загружают в форму и медленно нагревают, пока стекломасса не расплавится полностью. Именно в этой технике удобно работать с плоскими изделиями — небольшими скульптурами и рельефами. Литье отличается от моллирования тем, что в форму льют раскаленную стекольную массу, а сам процесс похож на литье металла. Для тиражных изделий широко используется метод прессования: здесь горячее стекло приобретает нужную форму под прессом.

Работы из собрания Всероссийского музея декоративного искусства демонстрируют все разнообразие техник формовки материала, представляя примеры разных типов изделий: от предметов массового производства до авторской скульптуры. Некоторые экспонаты изготавливались с применением сразу нескольких техник — например, в «Стеклодувах» Бориса Смирнова совмещены гутные элементы и выдувная форма. Моллирование представлено работой «Выдра» художницы Аэлиты Сыловой. Эта технология формовки стекла развивалась и совершенствовалась под руководством Веры Мухиной. Мухина, автор легендарного памятника «Рабочий и колхозница», принимала участие в создании экспериментальной мастерской — будущего Ленинградского завода художественного стекла. Графика Юрия Пименова «На стекольном заводе» на обложке журнала «Красная панорама» (из собрания МИРА коллекции) как будто фиксирует процесс стеклоделия. Но, как и любой художник, Пименов фантазирует: мастера держат стеклодувные трубки очень высоко, почти как пионерские горны. В действительности раскаленный хрусталь слишком тяжелый для такого жеста — на конце трубки может оказаться до 20 килограммов стекломассы. Другие работы-рифмы иллюстрируют разные стадии формовки стекла: архитектурные фантазии 1920-х годов напоминают о выдувных заготовках с техническими колпаками, а процесс моллирования визуализирован в кинетической скульптуре Вячеслава Колейчука.

Работы современных авторов, работающих с хрусталем и стеклом, демонстрируют метаморфозы традиционных техник. Команда FreshGlass создает объекты коллекционного дизайна при помощи моллирования, а художница Мария Пухова работает с хрустальной крошкой, формуя скульптуры и рельефы в технике пат-де-вер («стеклянная паста»). Коллекция фужеров Константина Гайдая демонстрирует искусство выдува, подчеркивая схожесть форм бокала и купола.


1. Флакон для одеколона «Северный», Казимир Малевич, Адель Якобсон, фабрика «Новая заря», 1970-е, бесцветное стекло, выдувание в форму, химическое матирование, пластмасса, флакон 15 × 9; крышка 6 × 6, Всероссийский музей декоративного искусства. 2. Стоящая волна, Вячеслав Колейчук, 1970-е (?), металл,  58 × 15, МИРА коллекция. 3. Ваза из композиции «Стеклодувы», Борис Смирнов, Ленинградский завод художественного стекла, 1961, стекло бесцветное, выдувание, гутная техника, гравировка матовая, 35,5 × 33, Всероссийский музей декоративного искусства. 4. Скульптура «Выдра», Аэлита Сылова, Ленинградский завод художественного стекла, бесцветный хрусталь, моллирование, матирование, 9,5 × 11,8 × 10, Всероссийский музей декоративного искусства.