MODULE III. TRADITION OF THE NEW

Последний блок лекционного цикла посвящен работе с традицией народного искусства в современных художественных практиках. Как смотреть, интерпретировать и перерабатывать местное культурное наследие? Как соединить традицию и инновацию? Как использовать локальную культуру для создания уникального креативного продукта?


/ Лекция Анны Петровой «Русский стиль в русском искусстве: от картины до перформанса»

Русская тема и фольклорные сюжеты актуализировали в поле искусства самые разные смыслы и решали задачи самого разного уровня. Романтическая идеализация «русских типов» Алексея Венецианова и Григория Сороки сменяется передвижническим «народничеством»: художники-реалисты пишут сцены из крестьянской жизни и реконструируют исторические события, изображая своих героев в костюмах допетровской Руси. В XIX веке фотографы Вильям Каррик и Алексей Прокудин-Горский отправляются в экспедиции фиксировать крестьянский быт. Наталья Шабельская и княгиня Мария Тенишева собирают коллекции кустарных изделий. Авангардистский «Бубновый валет» задействует пластику народного искусства в собственных «формальных» поисках. Советский проект «народного» переформатирует традиционные ремесла и «заказывает» мастерам исполнение новых сюжетов. Современное искусство по-новому проблематизирует «традиционную культуру», предлагая пластическое переосмысление и обрядовых практик, и «рукодельных» ремесел, и сказочных сюжетов.

Анна Петрова, кандидат филологических наук, критик и куратор, ведущий редактор Музея русского импрессионизма.

Смотреть лекцию

Презентация


/ Встреча с художником Ульяной Подкорытовой «Современное искусство в поисках нового фольклора»

На встрече художница Ульяна Подкорытова расскажет о своем опыте работы «в поле» — в русской деревне, о собственной теории «косизма» и персонажах авторской мифологии — супер-героини Гертруде Свирепой, о родном Абрамцеве — родине неорусского стиля, а также о том, как современные авторы работают с наследием народной культуры в России и мире. Также Ульяна обсудит с участниками встречи как исследования в области фольклора и антропологии помогают художнику говорить о современности и актуализировать традиционные народные образы и смыслы.

Ульяна Подкорытова, художник-график, перформансистка, керамист, Выпускница Полиграфического института и Школы Родченко.

Смотреть лекцию

Презентация


/ Встреча с художником Ириной Кориной

На встрече Ирина поделится своим видением работы с материалом. Как работает современный художник, на что обращает свое внимание? Какие смыслы вкладывают? Как строит повествование?

В своих проектах Корина работает с природой вещей, темой памяти, тонко подмечает ключевые образы времени и выстраивает фантазийные миры, где бытовое, повседневное обретают новую жизнь и одновременно увековечиваются в истории искусства. Одно из последних увлечений художника — работа с керамикой, ведь из нее можно создать все: от эклеров и пирожных картошка до хрусталя и подтаявших сугробов.

Ирина Корина, наставник проекта музея «Лаборатория АРТель…» (группа керамики); выпускница факультета «сценографии» ГИТИСа, лауреат премии «Инновация» и участница Венецианской биеннале.

Смотреть лекцию

Презентация


/ Встреча с художником Устиной Яковлевой «Вышивка как рефлексия памяти»

Художник Устина Яковлева исследует культуру Севера и в своих графических работах и вышивках обращается к реактуализации народных художественных практик. Ее последние поиски тесно связаны с республикой Коми, отсюда ее корни, — прабабушка, бабушка и мама, — работа с тканью, вышивкой это семейная история.

На встрече Устина расскажет о путешествии на землю своих предков, семейных легендах и традициях, а также, на примере своих работ, покажет как соединить проблематику современного искусства со старейшими техниками декоративно-прикладного искусства.

Устина Яковлева, художник, Выпускница художественно-графического факультета Московского педагогического университета и Института проблем современного искусства.

Смотреть лекцию

Презентация


/ Лекция Варвары Зениной «Локальная идентичность и дизайн»

Что такое культурный код и как с ним работать? Как переложить локальные образы и смыслы в основу дизайн-проекта? Стилизация, интерпретация, переосмысление в чем разница? Как этно-дизайнерам проводить исследования, к каким источникам обратиться, какие критерии применять в отборе источников, прототипов, образцов, – этим вопросам посвящена лекция.

Варвара Зенина, дизайнер, этнокультуролог и создатель собственного бренда одежды VARVARA ZENINA.

Смотреть лекцию

Презентация

Lecturers