01 января – 31 декабря

Почему в XVI веке европейцы, пораженные красотой, легкостью, прочностью «восточных лаков» назвали их «колдовской материей»? Как в XVII веке в Европе зародилось производство «под Китай»? Почему в XIX веке было так модно иметь при себе расписную шкатулку или табакерку из папье-маше работы Брауншвейгской фабрики И.Г. Штобвассера. Кого из русских мастеров лаковой миниатюры Максим Горький сравнил с Микеланджело? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в экспозиции одной из лучших коллекций музея, которая кропотливо собиралась и формировалась на протяжении последних 40 лет.

«Русская лаковая миниатюра» — это не только история становления российских центров лаковой живописи: Федоскина, Палеха, Холуя и Мстёры, но и история страны, рассказанная через 300 работ выдающихся мастеров, через художественные стили и образы, секреты мастерства художников. «Русские лаки» звучит так же хорошо, как сочетания: русский фарфор, русская литература, русский балет.

Разные школы

Технология живописи лаковой миниатюры очень отличается в разных школах: в Холуе используют покрытие белилами всего фона, на который затем наносится изображение темперой; в Палехе фоны исключительно черные; федоскинские мастера используют уникальную технологию многослойной живописи масляными красками. Каждая шкатулка создавалась мастером несколько месяцев. Часто на то, чтобы изготовить миниатюрный шедевр, уходило больше года. Именно из-за особенностей изготовления таких шкатулок русские мастера давали гарантию на свои изделия – 100 лет!

Федоскино

В начале XIX века в России появилось множество лакирных производств, но слава русской миниатюры, связана с работой знаменитой фабрики Петра Лукутина в селе Данилково, позднее Федоскино под Москвой. Федоскинская фабрика лаковой миниатюрной живописи создана в 1795 году купцом Петром Коробовым, впоследствии фабрика перешла купцам Лукутиным. В 1828 году Пётр Лукутин получил право клеймения продукции фабрики специальным клеймом в виде двуглавого «Золотого орла». Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: тройки, портреты, чаепития, натюрморты, пейзажи и сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Разглядывая лукутинские шкатулки, чайницы, табакерки, спичечницы, обложки для альбомов, обратите внимание на мастерство росписи, передающее структуру каждой детали костюма подлинного шедевра фабрики Лукутина (первая половина XIX века) - альбом для фотографий «Обедающая девушка».

Палех

Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. После запрета на занятия иконописью в 1917 году первым в особенной технике пробует написать миниатюру на папье-маше потомственный иконописец, реставратор, театральный художник Иван Голиков. Именно он принёс Палеху мировую известность, а Максим Горький, познакомившись с Голиковым, сравнил его с Микеланджело. В будто «прошитых золотом» миниатюрах, живопись мастера переливается множеством оттенков цвета. Обратите внимание на работы 1920-1927 годов: стакан «Красный пахарь и кузнецы», «Охота на оленя», «Речь Разина к голытьбе», его тройки и битвы. 5 декабря 1924 года в Палехе была основана «Артель древнерусской живописи», куда вошли семь мастеров: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. В 1925 году знаменитая пластина палешан с красным пахарем получила признание на Международной выставке в Париже.

Холуй

Холуйская лаковая миниатюра считается самым молодым из русских лаковых промыслов и ведет свою историю с 1934 года. В экспозиции представлены лучшие работы 30-80-х годов ХХ века, а в одной из витрин собраны самые миниатюрные работы художников. Их объединяют декоративность росписи, покрывающей всю поверхность предмета, размеры которого порой определяются несколькими сантиметрами. Каждый из таких ларчиков, коробочек - настоящая драгоценность. «Царевна-лягушка», шкатулка Б.И. Киселёва 1972 года – ярчайший пример филигранного мастерства.

Мстёра

Мстёрские художники, в отличие от палехских мастеров, никогда не использовали чёрный фон, поэтому миниатюрный мир их шкатулок казался радостным и очень чистым. Все сюжеты развиваются на ярком, тщательно выписанном пейзаже с сияющим голубым небом, реже действие происходит в «русских палатах». В экспозиции представлены изысканные по цвету и пластике форм работы мастеров 1930-х годов. Лаковая миниатюра будто дышит романтикой построения нового общества, грандиозными планами и мечтами построения светлого будущего. Художникам-миниатюристам удивительно точно удается передать ритм времени, сохраняя при этом связь с традицией, звонкость красок, жизнерадостность.

Современные работы художников всех промыслов лаковой миниатюры завершают экспозицию.

Купить билет Календарь событий