История музея

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства – единственный специализированный художественный федеральный музей, который занимается собиранием, хранением, изучением и популяризацией декоративно-прикладного и народного искусства России. Музей создан Постановлением Правительства РСФСР от 10 февраля 1981 года. Менее чем через 5 месяцев – 21 июля 1981 года – была создана первая экспозиция и музей открыл свои двери для посетителей.

Создание музея было откликом на запросы общества, озабоченного судьбой духовного наследия страны. Еще в 1960 – 1970-х годах значительно возрос интерес к культурным традициям и истокам национальной культуры. В них виделась одна из основ национального самосознания. В этом контексте традиционное искусство воспринималось как важнейшая часть современной культуры. В творческой и научной среде активно обсуждалась идея организации музея, который стал бы воплощением самобытности русского народа и других народов Российской Федерации. Особенностью музея стал тот факт, что с первого дня своего существования музей активно взаимодействовал с современными художниками и мастерами народных художественных промыслов. Передача музею национальной российской культуры архитектурного комплекса XVIII – XX века – дом графа А.И.Остермана – в центре столицы была принципиальным шагом, в котором отразилось большое общественное значение создаваемому музею.

001(1).jpg

Формирование коллекции

Основой коллекции музея стали произведения, переданные Министерством культуры РСФСР из числа выполненных художниками по творческим договорам к крупным общероссийским выставкам и хранившихся в Государственном музейном фонде. Около 1 000 предметов XVII – XIX веков выделил Государственный исторический музей, ряд работ виднейших советских художников по фарфору – музей «Кусково». Всего собралось около 5 000 единиц хранения. В дальнейшем коллекция быстро пополнялась. На это специально выделялись бюджетные средства, что позволяло музею вести систематическую закупку работ современных художников и антиквариата. Источником пополнения коллекции стали также экспедиции, организованные музеем. Из разных регионов России сотрудники музеев привозили редкие экспонаты: большие фрагменты росписей деревенских изб, свадебные сани, народные костюмы. Экспедиции позволили собрать и серьезный научный материал, легший в основу последующих публикаций. Немало даров поступало от общественных организаций художников. Так, уже в первые годы работы музея Союз художников РСФСР выделил из своих фондов более 1 200 произведений.

002(1).jpg

Существенно пополнилось собрание музея благодаря приобретению нескольких значительных целостных коллекций. Речь идет в первую очередь о собрании агитационного фарфора. После приобретения коллекций Леонида Осиповича Утесова в 1982 году и Марии Владимировны Мироновой и Александра Семёновича Менакера в 1988 году музей стал обладателем исключительного по своей значимости собрания этих шедевров. В 1980-е годы музей получил в дар от Геннадия Андреевича Кубрякова коллекцию самоваров и других художественных изделий из металла (поддужные колокольчики, иконы, каретные часы, вазы). Ранее в музее уже сложилось хорошее собрание, включавшее более 80 самоваров, бульоток, кофейников, чайников. Коллекция Геннадия Кубрякова сделала его выдающимся. Уникальны и подаренные ваза в русском стиле фирмы П.А.Овчинникова и ваза для фруктов фирмы К.Фаберже. Это экспонаты мирового уровня. Часть широко известной в конце XIX века коллекции Натальи Леонидовны Шабельской музей получил при посредстве Советского фонда культуры стараниями знатока и пропагандиста русского искусства Саввы Васильевича Ямщикова и преподавателя МГУ им. М.В.Ломоносова Алексея Леонидовича Расторгуева. Наталья Шабельская, женщина высокообразованная, жена крупного землевладельца, собирала русские ткани: вышивку, кружево, ткачество, костюмы, головные уборы. Русский патриот, выходец из эмигрантской семьи, живущей во Франции, Павел Михайлович Толстой-Милославский приобрёл небольшую, но значительную часть этой коллекции и преподнёс в дар музею. В 1985 году Уэленская косторезная мастерская выполнила целевой заказ музея. В результате чего собрание музея обогатилось произведениями всех работавших на тот момент мастеров чукотской гравировки по моржовому клыку. 

Русский стиль

С самого начала одним из главных составляющих направлений собирания коллекции стало явление искусства известное как «русский стиль». В музее постепенно сложилась добротная коллекция мебели, выполненных в абрамцевских, талашкинских и других мастерских, в том числе по эскизам Е.Д.Поленовой, С.В.Малютина, В.М.Васнецова, прекрасная подборка массового и малотиражного металла, интересные образцы керамики, стекла, тканей. Среди наиболее интересных закупок первых лет в рамках формирования коллекции русского стиля – уникальный гобелен, выполненный по эскизу Михаила Врубеля в 1903 году на Сетунской мануфактуре ковровых изделий.

003_v2.jpg

Важной датой в формировании собрания стал 1999 год, когда музею были переданы из Научно-исследовательского института художественной промышленности фонды Музея народного искусства, архив и библиотека. Всего в музей было передано около 70 тысяч экспонатов. В 2005 – 2006 годах собрание музея пополнилось обширной коллекцией произведений из ассортиментного кабинета Конаковского фаянсового завода. В её составе – уникальные работы, выполненные в 1934 – 1936 годах в художественной лаборатории завода во главе с И.Г.Фрих-Харом, художниками яркой творческой индивидуальности – С.Б.Прессман, В. А. Фаворским, И.С.Ефимовым, С.Д.Лебедевой, И.М.Чайковым, Г.И.Кепиновым, И.Л.Слонимом, А.Е.Зеленским.

С 2010 года в музейное собрание поступило более 100 предметов мебели, охватывающее диапазон с начала XIX до середины XX века. Среди них подлинные шедевры и большие редкости: столик для рукоделия и книжный шкаф первой четверти XIX века, бюро-секретер в стиле жакоб, столик для игры в рулетку середины XIX века. В 1990 – 2000-е годы музей получил в дар часть ассортиментного кабинета Трехгорной мануфактуры – коллекцию тканей и платков, коллекцию платков от главного художника Павлово-Посадской платочной мануфактуры Виктора Зубрицкого, авторские костюмы Татьяны Смирновой, авторский костюм Виктории Андреяновой, коллекцию костюмов известного кутюрье Вячеслава Зайцева, авторские батики Ирины Трофимовой. В результате сложившихся творческих и профессиональных контактов, а также активной собирательской работе сотрудников в музее сформированы не имеющие аналогов собрания русской лаковой миниатюры, современного эмальерного и ювелирного искусства, современного заводского и авторского стекла, резьбы по кости и многих других. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает более 250 тысяч единиц хранения.

004(1).jpg

С самого начала своей деятельности музей активно развивал направление научной реставрации. Реставраторы музея выполняют работы по реставрации дерева и мебели, полихромной скульптуре, керамике, стеклу, камню, ткани, коже, лаковой миниатюре и живописи, металлу, книжным переплетам, кости, перламутру, художественному металлу. Работая со сложными экспонатами и материалами, реставраторы музея, обладая высоким профессионализмом и многолетним опытом, разработали свои уникальные авторские методики. Все реставраторы музея прошли аттестацию в Министерстве культуры РФ.

В музее проводятся индивидуальные практические занятия для молодых специалистов из других музеев по реставрации дерева, кожи, стекла, керамики, кости; проводят консультации, выполняют реставрацию произведений декоративного искусства для других музеев страны. Среди партнеров нашего музея: Курский областной государственный музей, Саратовский художественный музей им. Радищева, Ульяновский областной художественный музей, Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские», Российский национальный музей музыки им. М.И.Глинки, Моршанский историко-художественный музей, Муромский историко-художественный музей и другие.

Выставочная деятельность

Коллекция музея стала основой активной экспозиционно-выставочной, научно-издательской и просветительской работы. Каждый год музеем реализуется более 30 выставочных проектов на своих площадках, в регионах России и за рубежом. Первой выставкой музея, имевшей широкий общественный и культурный резонанс, стала выставка «Русская лаковая миниатюра по металлу» (1982 год). Для музея это была не только первая серьезная встреча с научной общественностью, современными художниками, но и первый шаг в завоевании своего зрителя. В 1991 году совместно с 23 музеями страны была проведена крупнейшая выставка «Национальный стиль в русском искусстве XIX – начала XX века». Активная выставочная работа продолжалась и все последующие годы. Среди наиболее крупных проектов музея последних 5 лет: «Кружево напоказ», «Фарфоровая революция. Мечта о новом мире. Советский фарфор из собрания ВМДПНИ», «На просвет», «Таймыр. Гений места», выставки в рамках конкурса «Придумано и сделано в России», ежегодный фестиваль «Коллекционеры и коллекции», поп-ап выставки работ студентов Британской высшей школы дизайна «Принт на белом коне», NINE, международный проект Маши Джанкой «The Deceived: No more» и многие другие.

005(1).jpg

Всероссийский музей декоративного искусства ведет активную музейно-просветительскую деятельность. В 1990-е годы был создан Детский (с 2018 года – Музейно-просветительский) центр музея. В основу деятельности центра положен интерактивный подход, позволяющий гостям музея в игровой форме окунуться в ту или иную эпоху, стать ближе к музейным экспонатам. Для этого был создан и продолжает пополняться особый фонд предметов, которые участники программ могут взять в руки, оценить форму, фактуру материала, особенности декора. Благодаря новаторскому подходу Детский центр быстро получил признание и приобрел большую популярность среди школ, художественных студий, семейной и взрослой аудитории. На базе музейно-просветительского центра созданы «музейные» мастерские. Цель проекта – познакомить посетителей на практике с ключевыми видами и техниками декоративного искусства: мозаикой, гравюрой, перегородчатой эмалью, резьбой по дереву, художественной вышивкой. В 2013 году была разработана новая Концепция развития музея, определившая стратегические задачи музея по всем направлениям деятельности. В рамках реализации положений Концепции было выделено новое направление деятельности – предметный дизайн. В 2017 году был образован Центр моды и дизайна как новая возможность для профессиональных выставок, дискуссий, встреч. Его основные задачи – исследование направлений, связанных с развитием современного дизайна и технологий, и популяризация лучших образцов дизайна внутри страны и за рубежом. В фокусе внимания подразделения на ближайшие годы – предметный дизайн и мода. Команда Центра моды и дизайна вместе с приглашенными экспертами и кураторами организовывает выставки, перформансы, показы, лекции, паблик-токи, прямые эфиры, встречи со специалистами и многие другие мероприятия.

006.jpg

Активную позицию занимает музей в сфере межмузейного сотрудничества. В 2017 году по инициативе Всероссийского музея декоративного искусства была создана секция музеев, хранящих коллекции декоративно-прикладного искусства, в составе Союза музеев России. В рамках секции проходит обсуждение вопросов, связанных с особенностями формирования коллекций декоративного искусства, функционирования музеев после вступления в силу Единых правил комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, спецификой экспонирования предметов декоративного искусства с использованием новых мультимедийных технологий и многие другие. В 2018 году в результате ребрендинга музей стал называться Всероссийским музеем декоративного искусства.