История здания

Всероссийский музей декоративного искусства расположен в историческом центре Москвы в комплексе зданий – памятнике архитектуры конца XVIII-XX веков. С этим местом связаны события нескольких эпох, имена многих известных исторических деятелей. Со второй четверти XVII века до 80-х годов XVIII века на участке, на котором сегодня располагаются здания музея и сквер, находилась загородная усадьба бояр Стрешневых. Первым Стрешневым, владевшим этим участком, был Лукьян Степанович Стрешнев, дочь которого Евдокия стала второй женой царя Михаила Федоровича Романова (1626 год). Это была именно загородная усадьба с рядом деревянных построек и значительными земельными участками. По современному исчислению общая площадь владений Стрешневых в этом районе Москвы в начале 1740-х годов составляла не менее 10 га.

XVIII век

После отмены указа о запрете строительства зданий из камня вне Санкт-Петербурга (1741 год) на территории усадьбы появились каменные сооружения. В 1772 году усадьба Стрешневых представляла собой уже целый комплекс жилых и хозяйственных построек. Главный дом – двухэтажный, на каменном основании. В 1782 году загородная усадьба Стрешневых перешла по наследству к графу Ивану Андреевичу Остерману, русскому дипломату, занимавшему с 1775 года пост вице-канцлера, а с ноября 1796 по апрель 1797 года — канцлера Российской империи. В течение нескольких лет Иван Андреевич возвел в камне все основные строения и увеличил высоту главного дома на один этаж.

К 1786 году в Москве появился новый дворцово-парковый ансамбль – московская резиденция Остерманов. Сохраняя старую основу, планировка усадьбы приобрела регулярный характер с типичной для зрелого классицизма симметричной композицией со скругленным парадным двором. Главный дом превратился в трехэтажный дворец, обращенный «покоем» к парку, и соединился с двухэтажными боковыми флигелями полуциркульными крытыми галереями-переходами. Имя архитектора здания неизвестно; вероятно, он принадлежал школе М.Ф.Казакова. Важное место в структуре усадьбы занимал парк. Неизвестно, существовал ли он при Стрешневых и как закладывался И.А.Остерманом — на пустом месте или был развитием старого. Но одно можно сказать с уверенностью: его планировочная схема отражает стилевые черты русских усадебных парков последней трети XVIII века.

После ухода в отставку в 1797 году Иван Андреевич Остерман переехал из Санкт-Петербурга в свою московскую резиденцию. Много лет спустя писатель и журналист Михаил Иванович Пыляев писал, что И.А.Остерман жил в Москве «хлебосольно и открытым домом… Приезжающих к нему на обед, особенно по воскресеньям, иногда было до ста и более персон обоего пола. Граф почти девяностолетним стариком сохранял здоровье и полную память о прошлом. Хлебосольство его теперь покажется почти сказочным». 9 декабря 1809 года в своем московском дворце Остерман дал обед в честь императора Александра I, удостоившего графа посещением.

В 1796 году братья Иван Андреевич и Федор Андреевич Остерманы, не имевшие детей, передали свой титул и фамилию внучатому племяннику Александру Ивановичу Толстому. Ему же по завещанию отходила московская усадьба в переулке, который стали называть Божедомским, так как он вел к улице Большая Божедомка. Выбор наследника был сделан не только из-за кровного родства, но и от того, что еще совсем молодой полковник Александр Толстой вызывал гордость у братьев Остерманов. Александр имел орден святого Георгия IV степени, участвовал в штурме крепости Измаил (1790 год). Впоследствии Александр Иванович отличился в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах русской армии, за что был удостоен чести попасть в число героев, чьи портреты размещены в Военной галерее 1812 года в Эрмитаже. Александр Иванович после получения наследства бывал в своей московской резиденции лишь изредка.

XIX век

Дом графа Остермана, как и многие другие постройки Москвы, пострадал при пожаре 1812 года. В уцелевших флигелях размещались городские погорельцы, а главный дом долго не восстанавливался. Несмотря на завещание Ивана Андреевича Остермана («чтоб оный дом всегда оставался под названием Дома Графа Остермана… и сей дом никогда не продавать и не закладывать») А.И.Остерман-Толстой, решив навсегда уехать из России, в 1834 году продал усадьбу Святейшему Синоду для размещения здесь Московской Духовной семинарии.

Только в начале 1840-х годов здание было восстановлено и расширено по проекту А. Ф. Щедрина. В 1844 году в бывшем Доме графа Остермана началось обучение семинаристов. Через 30 лет по проекту архитектора П.Е.Баева была возведена еще одна пристройка к главному дому, которая превратила его в замкнутое каре. В 1885 году по проекту того же П. Е. Баева к восточной галерее был пристроен двухэтажный корпус епархиального общежития.

XX век

25 июня 1918 года в соответствии с Декретом Советской власти об отделении церкви от государства и школы от церкви здание Московской духовной семинарии было национализировано. В освободившееся общежитие поселили делегатов Пятого Всероссийского съезда Советов. В качестве общежития для делегатов съездов Советов здание использовалось до Великой Отечественной войны и стало называться 3-м Домом Советов. Несколько раз в этом здании выступал перед делегатами В.И.Ленин. В память об этой главе истории нашего дома в июне 1941 года Божедомский переулок был переименован в Делегатскую улицу. После Великой Отечественной войны здание передали Президиуму Верховного совета и Совету Министров РСФСР. В начале 1950-х годов к зданию семинарского общежития был пристроен новый трехэтажный корпус, стилистически пристройка полностью соответствует классицистическому облику большинства строений архитектурного комплекса. Корпус был сооружен по проекту одного из ведущих советских архитекторов В. Г. Гельфрейха, который участвовал в проектировании сталинских высоток, здания Российской государственной библиотеки (бывшей библиотеки им. В.И.Ленина).

04_v2-min.jpg

Архитектурные наслоения не изменили композиционного ядра усадьбы. Все новые здания не видны со стороны улицы. Архитекторы отвели им заведомо подчиненную роль, оставляя первенство за усадебными сооружениями, не нарушая, а дополняя сложившийся ранее ансамбль. В 1981 году здание было передано Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства, открытому для посетителей 21 июля 1981 года. Подробнее об истории дома графа Остермана и его владельцах в издании: Виталий Двораковский. Дом графа Остермана. – М., 2020.