ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ XVIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

01 января – 31 декабря

«Каменная галерея» музея будто машина времени, попадая в которую можно ощутить дух прошлого через эстетическую ценность всех замечательных предметов этой блистательной эпохи и оценить не только с точки зрения удобства, но и красоты, которая в ту пору мыслилась чуть ли не главной задачей. Поэтому каждая вещь создавалась как уникальное художественное произведение, пример подлинного и высокого искусства. Каждый предмет экспозиции погружен в контекст времени и стиля.

Эпоха перемен: рубеж XVII–XVIII веков

В интерьерах петровских времен соединялись элементы старого боярского стиля с образцами мебели, привезенными из западной Европы. В экспозиции старинные сундуки-ларцы, сундуки-подголовники, выполненные в технике просечного железа, соседствуют с аскетичным стулом петровской эпохи с высокой резной спинкой. В допетровской Руси чернильные приборы были редкостью и находились в обиходе лишь у представителей царской семьи, бояр и дворянства. В зависимости от знатности и богатства владельца, их отливали из латуни или меди, декорировали цветными эмалями. В экспозиции представлены настоящие раритеты - самые ранние чернильные приборы XVII – XVIII веков, латунные подсвечники в «зверином стиле», серебряные уборы напрестольных Евангелий, кружки-кубки Демидовских заводов на Урале. На обеденном столе того времени майоликовые кувшины соседствовали со стеклянными штофами, по форме похожими на стоящий кирпич, и украшенными яркой эмалевой росписью в народном стиле.

Русский классицизм XVIII века

Этому периоду свойственно стремление к простоте и ясности как в редких и репрезентативных кубках из бесцветного прозрачного стекла с живописно-матовой гравировкой работы Петербургского завода, так и в появившихся чуть позже рюмках, стопах, графинах. Цветочные гирлянды, букеты, розетки становятся украшением предметов из кости. Ажурная резьба словно светится изнутри настольных бюро, шкатулок, ларцов - творений холмогорских резчиков XVII-XIX веков. Особым спросом и мировым признанием пользуются предметы из малахита в виртуозной технике «Русской мозаики». Камень воспринимается как символ роскоши и богатства, поэтому шкатулки, величественные канделябры, вазы, часто использовались в качестве дипломатических подарков.

Искусство сервировки

Россия была одной из первых стран, где появился свой фарфор. В 1744 году под Петербургом был открыт первый в России завод по производству фарфора – Императорский фарфоровый завод. В экспозиции представлен один из первых парадных сервизов, выполненный по заказу Императорского двора - кабинетский сервиз конца XVIII века с полихромной орнаментальной каймой из полевых цветов по золотому фону и предметы из знаменитых русских «Орденских сервизов» конца XVIII века, посвященные главным наградам Российской империи, выполненных на заводе Гарднера под Москвой. Первые самовары появились в конце XVIII века, позже они стали доступны лишь избранным представителям богатых дворян и становятся важной декоративной деталью домашнего интерьера, предметом роскоши и престижа семьи, поэтому их высоко ценили, передавали из поколения в поколение. Самовары к середине XIХ века являлись обязательной частью чайной сервировки стола и занимали почетное место рядом с фарфоровым сервизом. На первую половину XIX века приходится пик популярности на подносы, украшенные лаковой росписью по металлу, выполненные на Нижнетагильских заводах.

В комнатах

В начале XIX века меняется отношение к оформлению интерьера. В его создании становится престижной мебель из ценных пород дерева, со строгими чёткими формами, использованием скульптуры в конструкции столов, кресел, диванов. Благородная простота размеренной жизни подчеркивается мебелью из ценных пород дерева, шахматными и ломберными столиками в технике маркетри, уютными гостиными, кабинетами. При правлении Александра I в моде была мебель из красного дерева с рифлёными вставками из латуни, изготовленная во Франции и по фамилии мебельного мастера стали называть мебелью в стиле жакоб. Ее изготовление очень быстро освоили русские мастера в Москве и Петербурге. Каминные часы с бронзовыми позолоченными фигурами Минина и Пожарского также в моде того времени.

В представленных предметах отражены перемены жизненного уклада, трансформация старых и появление новых форм, техник и видов декоративного искусства.

Купить билет Календарь событий