РУССКИЙ СТИЛЬ. ОТ ИСТОРИЗМА К МОДЕРНУ

01 января – 31 декабря

Когда и где появилась первая матрёшка? Почему Альберт Бенуа назвал панно Врубеля «чудовищным» и какой ответ последовал от Саввы Мамонтова? Кто такие Вольга Святославович и Микула Селянинович? На какие знакомые вам предметы можно разобрать знаменитое кресла Василия Шутова «Тише едешь — дальше будешь»? Тщательно продуманная, информативная и захватывающая экспозиция отвечает на эти и многие другие вопросы, отправляя зрителя на 200 лет назад, к истокам национального искусства, пройдя эпоху историзма, неорусского стиля, охватившего все сферы художественной и частной жизни России, приводит к модерну.

Историзм и увлечение древнерусским искусством

Начиная с 1840 года художники всё чаще обращаются к народной культуре в поисках национального стиля. Одним из первых обратился к корням русской культуры, средневековью и византийскому стилю человек-эпоха (проживший всё XIX столетие), Федор Солнцев – реставратор, художник, археолог. Он заложил основы русско-византийского искусства: любовь к золоту и роспись эмалями, имитирующая драгоценные камни, свойственны его работам.

Архитектор Виктор Гартман в своей работе обращается к подлинным предметам народной культуры и использует яркий геометрический орнамент, создавая иллюзию народной резьбы по дереву и крестьянских вышивок. Большую популярность среди высшего дворянства завоевали работы архитектора и аквалериста Ипполита Монигетти. Например, набор для напитков из тёмно-зеленого хрусталя по его эскизу. Монигетти с одинаковым увлечением проектирует здания, интерьеры, предметы быта.

Мода на предметы и мебель в русском стиле

Во второй половине XIX века становится модным приобретать предметы и мебель в русском стиле. «В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе», – пишет А.П. Чехов в рассказе «Попрыгунья». Самый известный предмет мебели в русском стиле – кресло «Тише едешь – дальше будешь», выполненное по эскизам петербуржского мебельщика, мастера резьбы по дереву Василия Шутова. Спинка его в форме дуги конской упряжи; подлокотники – в форме топоров; на сиденье «лежат» резные рукавицы. Впервые представленное на Всемирной Мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге, отмеченное бронзовой медалью, оно становится необыкновенно популярным. Шутовские кресла стояли в кабинете Александра III, украшало дачу А.П.Чехова в Ялте и до сих пор их можно увидеть во многих краеведческих и художественных музеях.     

Кустарный музей и его попечитель Сергей Морозов

В начале XX века коллекция подлинников народного искусства мецената и основателя Кустарного музея Сергея Морозова считалась самой большой и значительной. Благодаря этому музею сохраняются национальные традиции, а на мировом художественном рынке появляется мода на русский стиль. Творческую группу художников музея возглавляет знаток народного искусства Николай Бартрам, создавший позже Музей игрушки. К сотрудничеству с музеем Морозов также привлекает самых знаковых художников: Сергея Малютина, Наталью Давыдову, братьев Васнецовых, Врубеля, Головина, Поленова. По их эскизам мастера создавали высокохудожественные образцы кустарных изделий. На Всемирной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже бронзовую медаль получила впервые показанная широкой публике матрешка художника Сергея Малютина и токаря-умельца Василия Звездочкина. Александр Головин был награжден серебряной медалью за комплекс керамических работ, а Михаил Врубель получает золото за знаменитый майоликовый декор камина на тему русских былин «Встреча Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича».

Русский стиль – одно из самых ярких явлений отечественного искусства XIX – начала XX века.

Внимание! Постоянная экспозиция доступна в приложении Artefact. С инструкцией по использованию вы можете ознакомиться по ссылке. Купить билет на экспозицию можно по Пушкинской карте.

Купить по Пушкинской карте Купить билет Календарь событий