
Ковер, изобретенный для утепления и украшения жилища, со временем превратился в важный культурный символ. Он стал персонажем легенд и сказок, а его сложные орнаменты – целыми историями для тех, кто умеет читать народные символы и знаки. В традиционных ковровых узорах и сюжетных композициях каждый народ воплощал свои эстетические и философские представления об окружающем мире, превращая ковер в код коллективных представлений о красоте, домашнем уюте и семейном благополучии. Редкие дорогие ковры служили также для дипломатии, были ценным подарком, имеющим особый символический смысл. В советский период появляется новое представление о счастье, как о стремлении людей изменить мир через коллективный труд и строительство социализма. Ковер - образ общечеловеческого благополучия, становится носителем новых смыслов. В ковре появляется идеологический сюжет.
Из обширной ковровой коллекции музея для выставки отобрано 60 ковров, в которых наиболее полно воплотились сюжеты советского стиля: эталонные изделия, подарочные и парадные ковры. Многие из них были представлены на Всемирных и Всесоюзных выставках. Их авторы – художники-профессионалы, внедрявшие новые знаки и символы в традиционную орнаментальную форму. Расширяя образ, они превращали ковер в картину идеальной жизни и рассказывали счастливые советские истории.
В семи залах выставки представлены сюжеты ковроткачества советских народов. Каждый ковер рассказывает свою историю, вместе они создают историю большого советского проекта: от первых идеологических символов и образов героев до масштабных картин космических полетов и строительства новых городов. На выставке также экспонируются известные образцы ковров, предназначенных для массового потребления, экспедиционные зарисовки и новые эскизы, сделанные сотрудниками ковровой лаборатории Научно-исследовательского института художественной промышленности.
КОВЕР-ТРАДИЦИЯ
По одной из версий о его происхождении ковер был изобретен в Средней Азии как средство для утепления жилища. С распространением ковров растет их декоративная функция. Они становятся самостоятельной ценностью. Ковёр путешествует по всему миру – его покупают королевские дворы Европы и благосклонно принимают в дар владыки Востока.
В России с XVII века существует собственная традиция ковроткачества. В XIX века Российская империя присоединяет к себе Кавказ и Среднюю Азию - знаменитые центры коврового искусства. В советское время из всех этих источников начинает вырабатываться единая новая знаковая система, отвечающая потребностям нового государства.
Перед вами примеры классических ковров четырех разных художественных традиций, на основе смешивания которых и создавался ковер СССР.
.jpg)
1. Дорожка ковровая «иолам» (для украшения и скрепления юрты) Туркменская ССР, 1935 г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое и ворсовое ручное ткачество. 2.Ковёр. Россия, Курская губ. 1900-1905 гг. шерстяные нити, конопляные нити; безворсовое ручное ткачество. 3.Ковёр. Дагестанская АССР. Севкавпромсовет. Артель «Хучни». 1930-е гг., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; ворсовое ручное ткачество. 4.Ковёр с портретом поэта Фирдоуси. Азербайджанская ССР, г. Баку 1934 г. Автор Л.Г.-О. Керимов. Исполнители А. Абасова, Н.Зейналова, И.Кафаров, С. Тагиева Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; ворсовое ручное ткачество.
СОВЕТСКИЕ НОВАЦИИ
ДАГЕСТАН
Ковры народов Дагестана широко известны всему миру. В каждом районе, а иногда и в отдельных селениях, выработались собственные композиционные и орнаментальные решения. В советский период в традиционный орнамент дагестанского ковра входит новая символика. Художники-профессионалы создают новые «клейма», вплетают символы советской жизни в традиционный узор. По центральному полю - рыбы и стада, лоза, танцующие мужчины и женщины, нефтевышки и линии электропередач, по кайме - школьники за партами, рабочие на заводе, линия электропередач с лампочкой Ильича, а в клеймах-медальонах - то, чем всегда был славен Дагестан: кубачинские ювелиры кузнецы и балхарские гончары.
1-4.Традиционные дагестанские ковры. Их колорит и разнообразие отражены в экспедиционных зарисовках сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности. 5.Ковёр «Дагестанская АССР». Дагхудожпромсоюз. 1949-1959 гг. Автор и исполнитель П. Муслимова. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; ворсовое ручное ткачество. 6. Ковер «Советский Дагестан». Дагестанская АССР, г. Дербент. 1959 г. Автор В. П.Новиков Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; ворсовое ручное ткачество.
АЗЕРБАЙДЖАН
Ковер-картина, кайма которого часто имеет лишь орнаментальное значение, а в центре – портрет правителя или сцены из любимейших в народе произведений литературы. В рамках советского проекта традиции разных народов начинают смешиваться.
Ковер из Азербайджана «Нефть», выполненный в артели «Галибиет» по эскизу художника Людвига Книтта в 1938 году. Центральное поле этого ковра – «живописное» изображение, символически передающее победы промышленного Азербайджана. По кайме в отдельных медальонах – сцены победившей новой жизни. Малая кайма, ставшая вдруг крайне «активной» – ритмически организованный нефтепровод!
А вот пример обратного воздействия. Ковер из Дагестана с портретом национального поэта и революционера Сулеймана Стальского (1951, Автор Новиков В. П.). Здесь узнаваемая советская кайма и инновация – портрет, которого не было в Дагестане. Точно так же инновацией является и портретный ковер Туркмении, который добавляет активную кайму, при этом нередко сохраняя узнаваемые «гёли» (см. Портрет Сталина).
1.Ковёр «Нефть», Азербайджанская ССР, г. Баку, Артель «Галибиет» Азхалчаиттифак, 1938 г., авторы Л.Книтт, Н.Джабиева, Исполнители К.Аванезян, Т.Адилова, А.Адилова, У. Адилова, Г.Мустафаева, А.Мамедова, М.Мамедова, Эфендиева, Аллахвердиева, шерстяные нити, хлопчатобумажные нити, шелковые нити; ворсовое и безворсовое ручное ткачество. 2.Ковёр с портретом Сулеймана Стальского, Дагестанская АССР, Артель «Ортостал» Дагхудожпром-союза,1951 г., автор Новиков В. П., исполнители С.Оруджева, Э. Муртазалиева, М.Нуралиева, шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; ворсовое ручное ткачество. 3. Ковёр с портретом И.В. Сталина (с трубкой), Туркменская ССР, г. Ашхабад, с. Киши, художественно-экспериментальная мастерская Госковерфонда ТССР, 1936 г., автор Галавин И. И. 4.Ковёр с портретом В.И. Ленина, Туркменская ССР. Туркменковерсоюз,1936 г., автор Галавин И. И. 5. Ковёр с портретом А.С. Пушкина, Туркменская ССР., 1935 г. 6.Ковёр с портретом М.И. Калинина, Туркменская ССР, г. Ашхабад, 1935 г.
РУССКИЙ КОВЕР
Орнаментальная традиция русского ковроткачества берет истоки в национальных травчато-лиственных и цветочных орнаментах, таких же, как в домовых росписях и резьбе. Старинные курские ковры с их ярким насыщенным цветочным узором и райскими птицами, эффектно смотрятся на темном фоне. Эта «флористическая традиция» продолжается в СССР. И один из ее апогеев – ковер «Рог изобилия» художницы Любови Зубовой, представлявший СССР на выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Ковер готовился в двух вариантах, ворсовом и безворсовом. Он демонстрировал уровень советского ковроткачества, и в качестве знака-сообщения показывал, что советское государство изобильно и процветает.

Ковёр «Рог изобилия», Курская обл., Артель «Ленинский путь» Курского облтекстильшвейпромсоюза, 1937 г., автор Л. К. Зубова, исполнители А.П. Масалова, М.Ф.Машкина, Е.С.Михайлова, О.Г.Сергеева, Е.С. Долженкова, К. Е. Долженкова, Г.Я. Андрианова, шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество.
ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ
Главной ценностью советского мира был Труд, именно он создает новое общество и новую землю, полную изобилия и радости. Это так же место трудового подвига и праздника.
1. Ковёр «Слава героям труда», Курганская обл., Ольховский р-он. Артель «Новый труд», 1950-е гг.2. Ковёр «Конный пробег», Туркменская ССР, г. Ашхабад. Художественно-экспериментальная мастерская Туркменковерсоюза, 1938 г., автор А. М.Савосин, исполнители - бригада И.И. Галавина: Пашиева Эдже Кыз, Огуль Курбин Бекки, Огуль Курбин Ага, Айна Нуры, Сойли Борджок, Ак Джамал Бейг(к)джик, Хасель Кара, Кызма Нур Тан Мурадова, шерстяные нити, хлопчатобумажные нити, шелковые нити; ворсовое ручное ткачество. 3. Байга, Казахская ССР, г. Алма-Ата, Артель «Ковровщица», 1939 г. 4. Гобелен «Физкультурный парад», автор Н.В. Цивчинский, Казахская ССР, г. Алма-Ата, Артель «Ковровщица»,1938 г. 5. Ковёр «ЦАГИ 25 над лагерем папанинцев», Молдавская АССР, г. Тирасполь Ковровая артель,1939 г., автор М.С. Назаревская, шерстяные нити, пеньковые нити; безворсовое ручное ткачество. 6.Ковёр «Победа», Курганская обл., Шадринский р-он, с. Канаши, артель им. Н.К. Крупской, 1949 г., автор М. С. Назаревская, исполнители Е.Н.Новоселова, А.П.Ягульева, В.П. Сысоева, шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; ворсовое ручное ткачество.
РЕКЛАМА ОБРАЗА ЖИЗНИ
Послевоенный период в ковроткачестве характеризуется уходом от прямой пропаганды. Ритмизированные знаки-эмблемы и сюжетные ковры сменяются монументальным образом, который работал на продвижение идеи преимущества советского образа жизни. После периода «борьбы и завоеваний» начинается мирное время – расцвет социализма. В этом ключе переосмысляются две важнейшие составляющие советской экономики – сельское хозяйство и промышленность. Этот «расцвет земли» показывает скорее обретенный общий строй и порядок.
1. Гобелен «Сбор яблок», Казахская ССР, 1938 г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити, серебристые нити, ручное ткачество по шаблону. 2. Ковёр «Сбор фруктов», З.А. Пучкова, Кабардино-Балкарская АССР, г. Нальчик, Артель «Горянка», 1959 г. 3. Ковёр «Цветущая Осетия», Э.М. Демюр, Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе, Артель «Осетинский трикотаж»,1959 г. 4. Ковёр «Русская сюита», А. А. Седякин Курская обл., Иванинский р-он, дер. Касторная, Артель «Ленинский путь» Курского облтекстильшвейпромсоюза, 1959 г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество.
Иногда единой ритмической фигурой становится и само центральное поле ковра. Земля в своих сезонах, освоенная людьми, и для людей. Вот ковер - «Лето» чья тема - не просто летний пейзаж, а прочитывающаяся фигура изгибов, придающих движение изображению. Сходная «ритмизировано-изгибистая композиция» использована в ковре «Зима» Павла Сташкова. И она же - на омском ковре «Иртыш», где в оригинальной композиции разворачивается эпическая сага освоения Сибири.
1..Ковёр «Лето», З. А. Пучкова, исполнители Л.П. Саранчукова, В.С.Костунова, Курская обл., г. Суджа, Комбинат бытового обслуживания, 1961 г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. 2.Ковёр безворсовый «Зима», П.А.Сташков, Курская обл., г. Суджа. Суджанский комбинат бытового обслуживания, 1960-е гг., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. 3.Ковёр «Иртыш», Т.П. Барабанщикова, г. Омск, Артель «Художественные изделия»,1959 г.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ГОРОДА И КОСМОС
Расцвет крестьянской страны, преображенной промышленностью и наукой – вот еще одна важнейшая тема послевоенного мира. И как ее высшее завершение – тема Космоса. Перед нами - новый мир будущего, который полностью принадлежит СССР.
1. Ковёр «Огни строек», Л. А. Колосова, г. Москва, из хранилища образцов НИИХП, 1967 г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. 2.Ковёр, Э.М. Демюр, г. Москва, из хранилища образцов НИИХП, 1966 г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. 3.Ковёр, Э.М. Демюр, Молдавская ССР, г. Кишинев Ковровая фабрика «Победа» 1966 г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. 4.Ковер «Москва строится», П.А. Сташков, г. Москва, из хранилища образцов НИИХП, 1966 г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. 5.Гобелен «Космос», К. А.Мурзина Полтавская обл., пос. Решетиловка. Фабрика художественных изделий им. Клары Цеткин, 1968 г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачества.
ДЕТСКИЙ КОВЕР
Этот переход к идеологии «счастливого будущего» создает и новую концепцию - «счастливого детства». С 1950 в советском ковроткачестве появляются детские сюжеты. Ковры Л.К. Зубовой «Олешек» и «Каменный цветочек»,. Безворсовый ковер «Юннаты» Л.М. Новиковой, зарисовка которого хранится в архивах музея, также сделана по канонам классического ковра, но на ставшей актуальной детскую тему. Масштабная выставка-смотр изделий народных художественных промыслов 1960 года продемонстрировала новые подходы художников по текстилю к оформлению советских квартир. Художники интерпретируют народные сюжеты, увеличивая и ритмизируя какой-то один повторяющийся элемент. Таким образом по мотивам народной вышивки сделан ковер «Кони» З.В. Кабиной, или «Птицы» П.А. Сташкова. Близко по стилистике подходит к ним и ковер «Игрушки» В. А. Барадулина. Эта тенденция все больше усиливается к 1970-м годам, когда на место орнаментальности приходят ритмические геометрические мотивы с символами мира детства: игрушки, волшебные существа, счастливые праздники, как на ковре «Кораблики» П.А. Сташкова.
1.Коврик «Олешек», Л.К. Зубова, Пензенская обл., Артель им. Н.К. Крупской, 1953 г. шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; ворсовое ручное ткачество. 2. Зарисовка безворсового детского ковра «Юннаты» для Пензы, Л.М. Новикова, 1959 г. 3. Ковёр «Кони», автор З. В. Кабина, исполнитель Е.И. Юсупова, г. Москва, лаборатория НИИХП, 1961 г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. 4. Ковер «Птицы», П.А.Сташков, Курская обл., г. Суджа, Комбинат бытового обслуживания, 1960г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. 5. Зарисовка безворсового детского ковра «Игровой круг», П.А. Сташков, Курская обл., г. Суджа, Ковроткацкая фабрика, 1974г., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. 6. Зарисовка безворсового напольного детского ковра «Кубики», П.А. Сташков, 1973г., 185х185.
МАССОВЫЙ КОВЕР
Все эти ковры уже создаются не вручную. После всех экспериментов, наконец, в производство выходит массовый ковер, становящийся частью нового быта. Возникает тот самый советский ковер, сделанный на основе смешения различных традиций, и ставший для многих символом эпохи.
1. Ковер «Золотой», Е.И. Кострова, Курганская обл., г. Далматово, 1979г., шерстяные нити; ворсовое ручное ткачество. 2. Ковёр «Русский», Н. Т. Карелина (Бельская), г. Курск, 1971 г., шерстяные нити; ворсовое машинное ткачество. 3. Ковер «Белые птицы», З. В. Кабина, Курганская обл., г. Канаши Ковроткацкая фабрика имени Н.К. Крупской, 1970-1977 гг., шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; ворсовое машинное ткачество. 4. Ковёр, Фабрика «Ковровые изделия» г. Омск, 1977г.
Наши ковры - выдающиеся произведения искусства, доставшиеся нам от советской эпохи. Сегодня, глядя на эти рукотворные шедевры, можно понять и оценить масштаб задач и чувство вкуса, с которым подходили к их изготовлению художники и мастера. Истории, рассказанные в их сюжетах, теперь стали частью прошлого, но искусство ковра смотрит в будущее, и его новая история рождается прямо сейчас.