ЗАБЫТЫЕ КОЛЛЕКЦИИ. НАТАЛЬЯ ШАБЕЛЬСКАЯ

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, филолог, искусствовед, автор многочисленных работ по истории литературы, писал: «Одна из величайших основ, на которых зиждется культура — это память, с помощью памяти накапливается опыт, образуются традиции, навыки, создаётся знание. Благодаря памяти, прошедшее входит в настоящие. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт».

фото по тексту2-min.jpg
Конец полотенца. Костромская губерния. Середина XIX века. Кумач, ситец, хлопчатобумажные нити, шерстяные нити, золотные нити; вышивка «тамбур»

Музеи всегда были хранителями памяти. Особенно музеи декоративно-прикладного, «самого близкого искусства», как писал искусствовед Александр Борисович Салтыков. В собрании Всероссийского музея декоративного искусства хранятся художественные предметы, отразившие своё время, код памяти национальной русской культуры. В силу разных причин, многие музейные коллекции, порой десятки лет ожидают встречи со своим зрителем. Уже нет в музее многих из тех, кто стоял у истоков открытия этих артефактов, хранил, изучал, писал о них талантливые статьи и книги. Сегодня мы открываем новый проект «Забытые коллекции». Он посвящён предметам, событиям, судьбам, находкам и открытиям, связанным с историей музейных коллекций. Серия рассказов о появлении новых экспонатов, основанная на прошедших событиях, воспоминаниях, давно написанных статьях. И начнём мы с одного из самых значимых собраний, оказавшемся в нашем музее — коллекции художественного текстиля XVII — начала XX века Натальи Леонидовны Шабельской.

01-min.jpg
1. Половина шали. Саратовская губерния (?). Мануфактура Д.Колокольцова (?).1830-е годы. Шерсть; ручное ткачество. 2. Девичий головной убор. Нижегородская губерния. XIX век. Бархат, шелк, ситец, канитель, позумент, металлическое кружево, фольга, золотные нити; вышивка

«Иногда случается чудо, и ушедшие, казалось бы, навсегда в неизвестность памятники возвращаются обратно». Так писали газеты в октябре 1991 года о возвращении на родину ценнейших экспонатов. О щедром даре, сделанном Павлом Михайловичем Толстым-Милославским, на днях приехавшем в Москву из Парижа, чтобы передать некогда знаменитую и забытую нами коллекцию Шабельских в дар Всероссийскому музею декоративного искусства: «Предметам русской старины место на русской земле». Известный искусствовед и реставратор, много сделавший для возвращения коллекции в Россию, Савелий Ямщиков вспоминал о своих встречах с Толстым-Милославским: «Я увидел лучшие черты российского характера: благородство, ум, стремление прийти на помощь к ближнему, а главное – гордость за своё Отечество и готовность разделить его нелегкую участь».

фото по тексту3-min.jpg
Фрагмент шелковой ткани. Франция (?), Россия (?). Середина XVIII века. Шелк, золотные нити; ткачество

Счастливая судьба и благородство решения Толстого-Милославского позволили собранию Шабельских вернуться на Родину. Это чудные тонкие кружева XVIII столетия, кокошники, шитые жемчугом, платки серебряного и золотного шитья. Изумительный сарафан времени Екатерины II, множество образцов ткачества, вышивки XVII – XIX веков, подзоры и пояса, кички и лобные повязки, более ста образцов иностранных тканей, собранных в России. Вещи сохранили старые этикетки с указанием своего происхождения: Вятская губерния, Нижний Новгород, Торжок, Архангельск – эта часть научной коллекции, знакомая немногим специалистам, стала частью собрания Всероссийского музея декоративного искусства.

02-min.jpg
1. Сарафан из коллекции Н.Л.Шабельской. Россия. Вторая половина XVIII века. Шелк, хлопчатобумажная ткань, галун, металлические пуговицы, металлическое кружево, металлический шнур, тесьма. 2. Женский праздничный костюм (рубаха, сарафан, епанечка). Нижегородская губерния. Конец XVIII – первая половина XIX века.

К сожалению, сведений о жизни Натальи Шабельской, обладательницы крупнейшей в России коллекции искусства XVII — начала XX века, сохранилось немного. Хотя имя её сопоставимо с именами Павла Третьякова, Петра Щукина, Алексея Бахрушина. Её вклад в русскую культуру огромен: она собрала уникальную коллекцию народных костюмов, головных уборов, набойки, а также изделий из кости, керамики и дерева, ювелирных украшений русских, карел, крымских татар, народов Поволжья.03-min.jpg
1. Конец полотенца. Россия. Конец XVIII века. Шелк, серебряные нити, золотные нити, канитель, шелковая лента, фольга; вышивка, коклюшечное плетение. 2. Фрагмент шелковой ткани – гродетур. Мануфактура А.М.Милютина. Москва. 1796 год. Шелк; ткачество

«Наталья Леонидовна Шабельская была одной из самых замечательных русских женщин нашего времени. Её оригинальная самостоятельная деятельность оставила по себе значительный след», — писал известный художественный критик Владимир Стасов.

фото по тексту-min.jpg
Фрагмент шали. Саратовская губ. (?). Мануфактура Д. Колокольцова (?). 1830-е годы. Шерсть; ручное ткачество  

Впервые вся коллекция Шабельских была показана публике в 1892 году на выставке в Петербурге. Стасов пишет в своей статье: «Всё меня в этой выставке восхищает: и собрание превосходных работ, выполненных древней русской женщиной, и необычайное знание со стороны русской современной женщины, и необычайная энергия собирательницы… Наталья Леонидовна Шабельская принадлежит к тому поколению женщин, которые не только живут уже интеллектуальной жизнью, но ещё вдобавок ясно чувствуют, что такое наша национальность, страстно любят её». Экспозиция насчитывала около 4000 предметов. О богатстве и разнообразии коллекции свидетельствовал каталог почти в 100 печатных страниц.
06-min.jpg
Полотнище из экспозиции Н.Л.Шабельской конца XIX –начала ХХ века с образцами русского золотно-серебряного кружева XVIII века

Из-за слабого здоровья Натальи Леонидовны семья долгое время была вынуждена жить за границей, куда вывезла большую часть коллекции для показа на международных выставках. «Всюду она имела величайший успех и вызывала всеобщее удивление и восторженные похвалы своим оригинальным национальным собранием…».

08-min.jpg
Конец полотенца. Россия. Конец XVIII века. Лен, нити хлопчатобумажные, кружево коклюшечное; вышивка «белая строчка»

Длительное пребывание бесценного собрания за границей беспокоило Владимира Стасова и других представителей русской культуры. Да и сама Наталья Леонидовна понимала, что столь значительное собрание должно находиться на родине. Но предпринять ничего не успела – она умерла в январе 1904 года в Ницце, где и была похоронена. Коллекция, которая насчитывала уже более 20000 предметов, переходит дочерям. Они возвращаются в Россию и в 1906 году ведут переговоры о передаче собрания в Русский музей. В результате переговоров часть экспонатов была подарена, другая продана в этнографический отдел Русского музея. В память о матери сёстры начали публикацию собранных материалов. В 1910 году выходит первый и единственный выпуск «Собрания русской старины». Предметы, оставшиеся в собственности Шабельских, составили полноценную, хорошо подобранную коллекцию, насчитывавшую, вероятно, более 1000 единиц. Перед войной 1914 года это собрание отправили на выставку в Лондон, а затем переправили в Ниццу, где оно и хранилось около 40 лет.

05-min.jpg
1. Конец полотенца. Вологодская губерния. XVIII век. Лен, хлопчатобумажные нити, коклюшечное кружево; вышивка по сетке, мережки. 2. Подзор (фрагмент). Россия. Конец XVIII века. Лен, льняные нити; вышивка «белая строчка»

После революции сёстры Шабельские профессионально связали свою жизнь со «стариной», став реставраторами в центральных государственных мастерских под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря. В 1925 году они уезжают во Францию, сначала в Париж, затем в Ниццу. Зарабатывают на жизнь шитьём, реставрацией, делают соломенные шляпки («все от них с ума сходят»). Постепенно многие из оставшихся экспонатов коллекции переходят в частные и государственные руки.

фото по тексту4-min.jpg
Образец парчи. Россия. Середина XVIII века. Шелк, золотные нити, серебряные нити; ткачество

После смерти сестёр Шабельских во время Второй мировой войны, последним владельцем части оставшейся коллекции, оказывается Леонид Адамович Пьяновский, бывший секретарём сестёр. В 50-х годах было объявлено о продаже коллекции. В Советском Союзе поднимался вопрос о приобретении этой части собрания Шабельских и возвращении её на родину. «Сейчас, наконец, представилась возможность вернуть эту уникальную коллекцию русскому народу». Но в то время возвращение коллекции так и не состоялось. Пьяновский очень боялся, что завещанное ему попадёт в случайные руки и только перед самой его смертью нашёлся человек, который смог приобрести у него часть экспонатов знаменитого некогда собрания. Русский эмигрант, житель Парижа, Павел Михайлович Толстой-Милославский бережно хранит предметы, фотографии и издание «Собрания русской старины» 1910 года и в 1991 году передаёт в дар нашему музею.

Так судьба осуществила заветную мечту замечательных знатоков русской старины Варвары и Натальи Шабельских.
07-min.jpg
1. Конец полотенца. Костромская губерния. 1830-е годы. Миткаль, шелковые ленты, серебряная бахрома, тесьма, шерстяные нити, металлические нити; вышивка «тамбур». 2. Парчовый платок. Россия. Конец XVIII века. Шелк, золотные нити, серебряные нити; ткачество