ЗАБЫТЫЕ КОЛЛЕКЦИИ. ЛЕОНИД УТЁСОВ, АЛЕКСАНДР МЕНАКЕР, МАРИЯ МИРОНОВА

Открытие Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в 1981 году стало радостным событием для художественной общественности и любителей искусства. В музее всегда было много посетителей, много туристов из России и зарубежья. Музейные старожилы вспоминают, что поначалу их очень удивляло, что туристы из Германии и Японии всегда просили показать им коллекции советского фарфора и лаковой миниатюры. Многие были о них наслышаны.

Молодой музей в те годы активно комплектовался и уже имел значительные коллекции декоративно-прикладного искусства согласно своей миссии, однако собирание произведений искусства требует времени и всегда связано с немалыми трудностями – многое не сохранилось, многое уже стало достоянием крупнейших музеев и частных коллекций.

01-min.jpg
1. Тарелка «Мы зажжем весь мир огнем III Интернационала». А.Р. Голенкина. Петроград. 1922 год. Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка. 2. Тарелка с монограммой «РСФСР». С.В. Чехонин (автор рисунка), Г.М. Сударчиков (исполнитель росписи). Петроград. 1921 год. Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка. 3. Тарелка «Царству рабочих и крестьян не будет конца». С.В. Чехонин (автор рисунка). Петроград. 1922 год. Фарфор, роспись надглазурная. 4. Тарелка с надписью «РСФСР». М.М. Адамович (автор рисунка). Петроград. 1921 год. Фарфор, крытье подглазурное, роспись надглазурная, позолота, цировка

Поэтому большой удачей стало поступление в музей известного собрания советского фарфора, принадлежавшего семье знаменитого эстрадного артиста Леонида Осиповича Утесова. Первым ценителем коллекции стала Светлана Вячеславовна Кавецкая, заведующая отделом керамики и фарфора, известный музейный специалист. Она и сегодня хорошо помнит, как перешла Садовое кольцо, как раз напротив музея и, волнуясь, подошла к большому зданию в Каретном ряду. Знаменитый дом, возведенный в конце 1950-х – начале 1960-х годов для артистов Большого театра, звезд балета, классической музыки и эстрады. Дом, на долгие годы ставший одним из эпицентров культурной жизни столицы.

Здесь, в небольшой по сегодняшним меркам, трехкомнатной квартире второго этажа с 1970 по 1982 год жил Утесов. Об этом доме сегодня напоминает мемориальная доска на фасаде здания. Леонид Осипович – личность многогранная, ставшая культовой в истории советского искусства. Не имея специального образования, он становится первым на эстраде народным артистом, играет на скрипке, гитаре, руководит оркестром, пишет тексты песен. Он снялся в пяти фильмах, написал три книги, стал другом Исаака Дунаевского, Михаила Зощенко, Исаака Бабеля. О нем снято много телепередач. На протяжении долгой жизни Утесов дарил людям радость своим искусством, задушевностью, добрым юмором. Судьба Утесова во многом стала отражением эпохи, в которой он жил, тем интереснее, значительнее для нас становится собрание «пролетарского фарфора», хранившееся в семье артиста.

02-min.jpg
1. Тарелка «Да здравствует Советская власть». Е.Б. Розендорф (автор рисунка). Петроград. 1921 год. Фарфор, роспись надглазурная. 2. Тарелка «Всем, кто смел и сердцем молод, в руки книга, серп и молот». Р.Ф. Вильде (автор рисунка). Петроград. 1921 год. Фарфор, роспись надглазурная

До позднего вечера Светлана Вячеславовна не могла оторваться от великолепия расписных тарелок и блюд – разглядывала, сравнивала, анализировала, составляла списки. Здесь оказались и ранние произведения 1918-1919 годов и более поздние, создававшиеся в первое октябрьское пятилетие (всего около 30 предметов). Были представленные работы практически всех известных художников, работавших на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде.

Серийные и уникальные тарелки, декоративные блюда С. Чехонина, А. Щекотихиной-Потоцкой, М. Адамовича, Р. Вильде, З. Кобылецкой и других. Разнообразие творческих индивидуальностей, разных подходов в решении общей задачи – создания нового стиля в фарфоре.

Складывалось представление об интереснейшем явлении в истории советского и европейского искусства, получившего название «агитфарфор». И как же было важно, что эти образцы высокого искусства оказались в собрании единственного специализированного музея призванного рассказывать об истории декоративного искусства, его развитии, появлении в России художественной промышленности.

тарелка_small.gif
Блюдо декоративное «1 мая – праздник международной пролетарской солидарности». З.В. Кобылецкая (автор росписи). Ленинград. 1928 год. Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка

В марте 1918 года одним из центров нового агитационно-массового искусства становится Государственный фарфоровый завод (бывший Императорский). Старейшему предприятию была отведена роль своеобразной художественной лаборатории и фарфор заговорил ранее недоступным для него языком. Политический лозунг, эмблематика нового государства, сюжетная или орнаментальная роспись, облаченные в яркую художественную форму, действовали на зрителя активно и непосредственно, бесцеремонно врываясь в уют комфортным петербургских квартир. Изысканный рафинированный материал вдруг заговорил на прямолинейном языке плаката, лубка.

Новое для мирового декоративного искусства явление поражало бесшабашностью, категоричностью текстов, которые порой напоминали приговор революционного трибунала. И все это в сочетании с профессиональной культурой рисунка, уникальностью замысла и воплощения. Эмоциональный подъем рождал размах: монументальность образов и художественных задач неожиданно проявлялась в традиционном камерном искусстве бытового предмета.

04-min.jpg
1. Блюдо «Поющий интернационал». Автор росписи: Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая. Петроград. 1921 год. Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка. 2. Тарелка «Победа трудящихся». Исполнитель росписи: Алиса Рудольфовна  Голенкина, автор рисунка: Вениамин Павлович Белкин. Петроград. 1919 год. Фарфор, роспись надглазурная. 3. Тарелка «Трудовая карточка». Автор рисунка: Василий Порфирьевич Тиморев. Петроград. 1920 год. Фарфор, роспись надглазурная. 4. Тарелка «8 съезд Советов». Исполнитель росписи: Варвара Федоровна Рукавишникова, автор рисунка: Зинаида Викторовна Кобылецкая. Петроград. 1920 год. Фарфор, роспись надглазурная, позолота

Первым ввел в агитфарфор эмблему государства рабочих и крестьян – серп и молот – художественный руководитель ГФЗ Сергей Чехонин. Блестящий рисовальщик и каллиграф, мастер орнамента и книжной миниатюры, он вырабатывает новый стиль, перенося на поверхность фарфора символы молодого государства. Начал он с простых агитационных тарелок, расписанных одними красками, как популярная еще с 1918 года тарелка с синим серпом и молотом и разбросанными по всему полю цветами и листочками. Сказывалось давнее увлечение художника орнаментальными мотивами и влияние русского народного искусства – ростовской финифти.

В 1919 году Чехонин создает произведения, полные романтического порыва в будущее. Среди них – динамичная яркая тарелка «Красная лента» (1919 год), выразительность здесь достигается благодаря насыщенному красно-оранжевому цвету. Подобной силы цвета фарфор Императорского завода не знал с начала XX века, предпочтение отдавалось росписи с приглушенными тонами. После революции художники вновь активно используют цвет как одно из главных выразительных средств. Была даже специально составленная краска «Красный коралл», которую и использовал Чехонин.

Более сложная композиция – в очень интересной работе Михаила Адамовича, ставшей едва ли не самой популярной – тарелки с лозунгом «Кто не работает – тот не ест» (1922 год). Набранная разноцветным шрифтом надпись расположена по всей поверхности тарелки, в центре которой профессиональный, очень живой портрет Владимира Ленина. Это зарисовка Адамовича по натурному рисунку Натана Альтмана. Победа нового государства выражена символически – красная звезда попирает царского орла. Несмотря на приметы сурового времени (продовольственные карточки), яркая аббревиатура РСФСР вносит ощущение уверенности и оптимизма.

03-min.jpg
1. Тарелка «Синий герб». С.В. Чехонин (автор рисунка). Петроград. 1918 год. Фарфор, роспись надглазурная. 2. Тарелка «Красная лента». С.В. Чехонин (автор рисунка). РСФСР, Петроград. 1919 год. Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка. 3. Блюдо декоративное «Прогулка матроса 1 мая в Петрограде». А.В, Щекатихина-Потоцкая. Петроград. 1921 год. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. 4. Тарелка «Кто не работает, тот не ест». Н.И. Альтман, М.М. Адамович (автор рисунка). Петроград. 1922 год. Фарфор, роспись надглазурная 

Украшением коллекции Утесова, бесспорно, являются произведения замечательной художницы Александры Щекатихиной-Потоцкой – самого яркого дарования среди молодежи ГФЗ. В ее декоративном блюде «Прогулка матроса 1 мая в Петрограде» (1921 год) – жизнь послереволюционного Петрограда: матрос, гуляющий с девушкой по набережной Невы. У Щекатихиной-Потоцкой своя собственная живописная манера, она покрывает рисунком полностью все изделие. На глянцевой поверхности фарфора пишет, как на холсте. Живопись подчиняла себе форму, перетекая на борта блюд и тарелок. Рисунок переставал носить декоративный характер и приобретал художественное значение. Так рождались хрупкие яркие фарфоровые шедевры.

Спрос на работы Государственного завода был очень высок как на внутреннем, так и на зарубежном антикварном рынке. Благодаря своим художественны достоинствам, и «авторскому» характеру (большинство работ были подписными и датированными), они сразу же становятся «коллекционным» фарфором, «полпредом» советского искусства за рубежом.

«Прекрасные эти изделия сделались желанными предметами для всякого коллекционера в России и за границей», – писал советский государственный деятель, нарком просвещения А.В. Луначарский.
05-min.jpg
1. Скульптурная композиция «Матрос со знаменем». Н.Я. Данько (автор модели). Петроград. 1920-е годы (модель 1921 года). Фарфор, роспись надглазурная, позолота. 2. Скульптура «Пробуждающийся Восток» («Турчанка»). Е.Я. Данько (автор модели). Петроград. Модель 1921 года, отливка 1920-х годов. Фарфор, роспись надглазурная, серебрение. 3. Скульптура «Партизан в походе». Н.Я. Данько (автор модели). Петроград. Модель 1919 года, выполнена в 1923 году. Фарфор, роспись надглазурная. 4. Скульптура «Работница, говорящая речь». Н.Я. Данько (автор модели). Ленинград. Модель 1923 года. Выполнена в 1920-х годах. Фарфор, крытье, роспись надглазурная

И в наши дни достоинства агитационного фарфора несомненны и общепризнаны. Он экспонируется на самых престижных выставках, пользуется неизменным вниманием на антикварном рынке, экспонируется в музеях.

Но так было не всегда. Фарфор первых послереволюционных лет знавал и печальные времена почти полной безвестности и неприятия. И удивительно, что именно в такой «глухой» период, в конце 1930 – начале 1940-х годов, формируется новое поколение коллекционеров, утративших прежний размах, но зато часто движимых желанием сберечь и сохранить для потомков культурные ценности. Тогда же было положено начало коллекции агитационного фарфора известных эстрадных артистов Александра Семёновича Менакера и Марии Владимировны Мироновой. В 1939 году они впервые выступили вместе с музыкальными юморесками и за 30 лет совместной работы их комедийный дуэт стал классикой советской эстрады.

фигуры-min.gif
1. Скульптура «Красногвардеец». В.В. Кузнецов (автор модели). Петроград. Модель 1918 года. Выполнена в 1922 году. Фарфор, роспись надглазурная. 2. Скульптура «Часовой». Т.О. Давтян (автор модели). Ленинград. Первая половина 1930-х годов. Фарфор, роспись надглазурная

В те годы среди модных и престижных вещей особым пиететом пользовались вещи бесспорные – ампирная мебель, старый фарфор. Собрание советского фарфора недавнего прошлого выглядело непрактичным чудачеством. Мария Владимировна рассказывала: «Это увлечение было постоянным объектом шуток наших друзей. Настоящие, мол, коллекционеры старину собирают, а вы… черепки».

Несомненно, нужно было обладать хорошим вкусом и чутьём истинного коллекционера, чтобы «увидеть» эти вещи, почувствовать их художественное обаяние и за несколько предвоенных лет собрать такую цельную коллекцию. В своих мемуарах Александр Семёнович вспоминает: «Ещё живя в Ленинграде, я начал увлекаться собиранием советского фарфора Ломоносовского завода. Заразившись моей болезнью, Мария Владимировна сделалась ещё более страстным коллекционером. Вместе с ней нам удалось собрать многие произведения, которые стали ныне уникальными». Позднее, часто приезжая в Ленинград, они неизменно заходили в магазин на Невском проспекте. Именно здесь в крохотном комиссионном отделе и была приобретена большая часть их счастливо и быстро сложившейся коллекции.

В самом конце 1980-х годов личная «мемориальная» часть собрания осталась в доме Марии Владимировны в тихом арбатском переулке. А основная часть – советский фарфор 1920-х годов – разместилась в старинном особняке на улице Делегатской, переданная Министерством Культуры СССР нашему музею (более 200 предметов).

Две превосходные частные коллекции — Утёсова, а также Менакера и Мироновой — легли в основу широко известного собрания агитационного и декоративно-художественного фарфора 1920 – 1930-х годов во Всероссийском музее декоративного искусства.