В ПОИСКАХ НЕБЕСНОГО САДА. СИМВОЛ ЦВЕТКА В ИСТОРИИ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Понимание художественных достоинств музейного подлинника, интерес к рукотворной красоте,
включение ценностей прошлого в современную культуру,
является основой формирования нравственности,
мировоззренческих установок, без которых невозможно
полноценное развитие, как отдельной личности, так и общества в целом.

 / Д.С. Лихачёв

gif_2-min.gif

Цветы – это «вечные сюжеты», пользовавшиеся любовью во всё время существования декоративного искусства. Это древнейший символ радости и веселья, абсолютного порядка. Цветок жизни – символ активизации жизненной энергии и защиты, отражение непостижимого совершенства меняющейся природы, знак красоты, сопровождающий человека на протяжении всей жизни. Не случайно и сегодня радостные и торжественные события нашей жизни мы стараемся отметить цветами. Идея красоты и гармонии устройства мира, выраженная через систему знаков, систему художественного языка – одно из главных достижений цивилизации.

Сумма знаний и представлений, задающая нравственные ориентиры и закодированная в символах, сказках, пословицах, песнях, дошла до нас и через народную изобразительную культуру, в которой цветочные мотивы присутствуют повсюду: от домового декора до прялок, праздничной посуды и набойных досок, платков, ковров, игрушек и т.п.

картинка-01-min.jpg
1. Ваза. Московская область, Хотьково. 1981 год. Дерево, точение, резьба. 2. Блюдо с резным изображением птицы в цветах. Лидия Александровна Ворноскова. Московская область, Сергиево-Посадский район, Хотьково. 1980 год. Дерево, лакировка, резьба. 3. Ковш. Тамара Владимировна Альхимович. Хотьково. 1980 год. Дерево, долбление, резьба, морение

Красота этих предметов обихода связана с народным пониманием самой жизни, как проявлению прекрасного, с осознанием важности каждого предмета, уверенностью в том, что хорошо сделанный предмет принесёт в дом благополучие. Изображение цветка на прялке носит охранительный характер, ведь по народным поверьям цветы наделялись целебными свойствами: ромашки обещали здоровье, фиалки – мудрость, а роза – любовь и мир. Цветы, как вестники добрых пожеланий и надежд, были необходимы человеку.

gif_4-min(1).gif

Эти представления, воплощаясь в формах предметов, в орнаментах, цвете декора, переносили эти вещи в иное символическое измерение, наполняя жизнь людей глубоким смыслом.

Десятки лет дарят нам своё искусство мастера народных художественных промыслов, одной из исторически сложившихся форм декоративно-прикладного искусства. Это изделия высокого мастерства, многотрудной работы умельцев из разных регионов России – живая ветвь русской культуры. Какими только промыслами не богата Россия! Складывались они из местных ремёсел и в каждом свой особый подчерк, свой стиль, своя техника исполнения, свои неповторимые изделия.

Со второй половины XIX века преобладающим мотивом художественного оформления в различных видах декоративно-прикладного искусства становятся цветы и травы, растущие в данной местности: ромашки, колокольчики, вьющиеся веточки осоки. А наиболее распространёнными цветами, чаще всего присутствующими в сюжетах декора, становятся благородные розы и тюльпаны.

Как и в поэзии, в искусстве образ цветущих растений наделяется особым смыслом. Изображения цветов и трав олицетворяют благодатную силу природы, «праздник жизни», как на известных полотнах Бориса Кустодиева с его статными купчихами в шалях с цветочным рисунком. Цветочные мотивы используют в росписи интерьеров и мебели, букеты цветов становятся украшением фарфора, жостовских подносов, ковров и шалей.

Любили писать цветы и художники Городца и Хохломы – знаменитых промыслов Нижегородского края. Городецкие мастера украшают росписью шкатулки, посуду, мебель, игрушки. Невероятно разнообразие цветочных мотивов городецкой росписи: купавки, ромашки, знаменитая городецкая роза – сочный ковёр, «проросший» цветами, как воплощение мечты о райском саде на земле. Сюжетная роспись никогда не обходилась без цветочных мотивов, герои всегда существовали в окружении пышных растительных побегов и стилизованных цветов. Городецкие мастера любят цветы, художник украшает поле росписи гирляндами из цветочных букетов. Декоративные мотивы подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимый фон – ярко-зеленый или насыщенный красный, голубой или желтый, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно представлено многоцветие городецкого колорита. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.

картинка-06-min.jpg
1. Сундучок «Катание на тарантасе». Наталья Семеновна Приваловская. Россия, Нижегородская область, Городец. 1994 год. Фанера, роспись, лак. 2. Солонка. Нижегородская губерния, район Городца. Конец XIX – начало XX века. Дерево, столярная работа, роспись. 3. Ковш. Степан Павлович Веселов. Горьковская область, Ковернинский район, деревня Мокушино. 1977 год. Дерево, резьба, долбление, роспись. 4. Ларец «Лето в деревне». Лидия Александровна Кубаткина. Нижегородская область, Городец. 1996 год. Дерево, резьба, роспись, лак

Золотая хохлома стала одним из самых известных видов росписи по дереву в России. Её орнаменты с изображениями плавно вьющейся ветви, в изгибах которой расцветают цветы, зреют плоды или гроздья ягод, проникновенно раскрывают поэзию русской природы. В этих узорах реальные жизненные наблюдения художника преображаются в сказочные символы, подобные образу изобильного сада, где мотивы цветов несут особую смысловую нагрузку, выражая пожелание счастливой и благополучной жизни тому, кто станет обладателем расписного сосуда. Содержанию росписи соответствует её празднично-торжественный колорит, основанный на сочетании сверкающего золота, алой киновари и чёрного лакового фона. Это сочетание символизировало торжество жизненных сил и добра, а блеск золота ассоциировался с солнечным светом.

Возникнув как домашнее производство, в конце ХVII – начале ХVIII века курское ковроделие оформилось как промысел, а к концу века появились мануфактуры, распространившиеся ко второй половине ХIХ века по всей Курской губернии. Тогда же сложились стилистические особенности безворсового ковра: в середине изображался букет из садовых и полевых цветов в обрамлении пышной листвы на характерном темном фоне, который подчеркивал яркие краски ковра, создавая праздничное настроение. По краям цветы и листья в виде гирлянды замыкали основную композицию. Растительный орнамент трактовался в реалистичной манере. Курские тканные ковры ручной работы из музейной коллекции датируются 1950 – 1970-ми годами, когда художники, экспериментируя с цветом фона, создавали традиционные композиции цветов на голубом, зелёном и красном фонах. В середине изображался букет из садовых и полевых цветов в обрамлении пышной листвы.

Коллекция гжельской керамики музея одна из наиболее значимых. Гжельское искусство – это яркое самобытное явление русской культуры. Всемирно известный промысел получил своё второе рождение во второй половине ХХ века, когда белизна фарфора и синева кобальта стали главными в его палитре. Растительные и цветочные мотивы – основа выразительного языка Гжели. Её символ – фантазийный живописный цветок «гжельская роза» занимает достойное место в букете русских народных промыслов.

картинка-02-min.jpg
1. Доска набойная. Россия. XIX – начало XX века. Дерево, металл, резьба, набор. 2. Ковер безворсовый «Розы». Клавдия Петровна Родионенко. РСФСР, Курская область, Суджа. 1953 год. Нити шерстяные, нити хлопчатобумажные, ткачество гладкое двустороннее. 3. Шкатулка. Татьяна Сергеевна Дунашова. Московская область, Раменский район, деревня Турыгино. 1978 год. Фарфор, роспись подглазурная кобальтом. 4. Кувшин с крышкой с цветочной росписью. Татьяна Сергеевна Дунашова (автор росписи), Наталия Ивановна Бессарабова (автор формы). Московская область, Раменский район, деревня Турыгино. 1957 год. Фарфор, роспись подглазурная кобальтом, позолота

Изделия знаменитой павловопосадской мануфактуры в Подмосковье – шерстяные шали с набивными узорами, отвечали всем требованиям и запросам модниц второй половины XIX века. В то время шали были необходимым дополнением женского костюма. На фабрике работали талантливые рисовальщики. Они создавали узоры с объёмными садовыми и полевыми цветами: розами, пионами, ромашками, незабудками, ярких сочных цветов и оттенков, которые прославили павлопосадские шали на весь мир. Павловский платок давно стал одним из символов русской традиционной культуры. Неслучайно и сегодня многие женщины с удовольствием используют павловские шали как эффектное дополнение к одежде.

Варианты цветочных и орнаментальных композиций платков и шалей бесконечно разнообразны. Каждый рисунок для шали неповторим и оригинален, каждая шаль как живописное произведение обязательно имеет свое название. В наше время художники «Павловопосадской платочной мануфактуры» свято чтут свои традиции, развивая и дополняя их новыми идеями, в которых цветочные композиции неизменно продолжают оставаться основными в их творческих поисках.

картинка-04(1)-min(1).jpg
1. Шкатулка «Цветы». Евгений Васильевич Юрин. Владимирская область, Вязниковский район, поселок Мстера. 1950 год. Папье-маше, лак, темпера, золото твореное, живопись миниатюрная. 2. Шкатулка «Сказка». Евгений Васильевич Юрин. Владимирская область, Вязниковский район, поселок Мстера. 1980 год. Папье-маше, лак, темпера, золото твореное, живопись миниатюрная. 3. Тарелка декоративная «Цветы». Сергей Никифорович Тардасов. Московская область, село Федоскино. 1952 год. Папье-маше, лак, масло, перламутр, порошки металлические, живопись миниатюрная

Лаковая миниатюрная живопись – уникальное художественное явление русской культуры, сравнимое с понятиями «русский фарфор», «русская опера». Музей собрал одну из лучших в России коллекций лаковой миниатюры: Федоскино в Подмосковье, Палеха и Холуя в Ивановской области, Мстёры во Владимирской области. Среди многообразия сюжетов лаковой живописи часто встречаются цветочные композиции, тонко выписанных нарядных букетов в золотом орнаменте. Основоположником орнаментального искусства мстёрской миниатюры становится бывший иконописец Евгений Васильевич Юрин. Ему удалось создать свой оригинальный стиль росписи – изящные, виртуозно прописанные творёным золотом композиции стилизованных цветов, листьев и травок.

картинка-03-min.jpg
1. Баул «Цветы». Алексей Алексеевич Кругликов. Московская область, село Федоскино. 1935 год. Папье-маше, лак, масло, окрашивание. 2. Ларец «Цветы и орнамент». Б.С.Ерёмин. Московская область, село Федоскино. 1952 год. Папье-маше, лак, масло, перламутр, порошки металлические, живопись миниатюрная. 3. Бочонок «Букет цветов». Иван Семёнович Семёнов. Московская область, село Федоскино. Начало 1930-хгодов. Папье-маше, лак, масло, живопись миниатюрная. 4. Ларец «Узоры». Рита Алексеевна Култышева. Владимирская область, Вязниковский район, поселок Мстера. 1990 год. Папье-маше, лак, темпера, золото твореное, живопись миниатюрная

К семье русских лаков принадлежит и искусство Жостова в Подмосковье, особому виду декоративной росписи на металле. Букет цветов, на глубоком чёрном фоне металлического подноса – живой символ знаменитого промысла. Традиционный черный фон жостовского подноса – это основа, на которой разворачивается яркое колористическое представление, формируется цветовой и эмоционально-образный строй произведения. Насыщенные краски живописи ослепительно сверкают на блестящей лаковой поверхности подноса, создавая удивительно праздничное настроение, пробуждая яркие положительные эмоции. Цветочные букеты на крупном поле подноса выглядят нарядно и радостно, именно поэтому жостовские подносы быстро превратились из утилитарных, бытовых предметов в настоящие декоративные панно, подлинные произведения искусства.

Секрет жостовской росписи заключается в её импровизационном характере – художник не пишет непосредственно с натуры, с живых цветов, не использует предварительный рисунок, не нуждается в ботаническом атласе. Искусство Жостова – это преобразование увиденного, интерпретация природных впечатлений, умноженных на неувядающую силу воображения и творческую фантазию художника. Жостовский букет – это поэтическая связь мира природы и мира искусства, где лики действительности предстают различными сторонами и являют собой неповторимые образы прекрасного.

картинка-05-min.jpg
1. Набор «Чайный». Александра Владимировна Соколова. 1980 год. Дерево, точение, роспись. 2. Шкатулка для ниток. Фаина Никифоровна Касатова. Горьковская область, Городец. 1981 год. Дерево, точение, роспись. 3. Половник. Екатерина Николаевна Доспалова, Татьяна Федоровна Баранова. Горьковская область, Семенов. 1989 год. Дерево, резьба, роспись, лак