[Текст]ура творческая молодежная лаборатория в рамках проекта «ДеКОДируя архитектуру. Что придумал Щусев».
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Идея
Что такое [Текст]ура? Это новая лаборатория, где молодые практиканты и педагоги-мастера из разных исторических городов будут вместе изучать и творчески осмыслять свое культурное наследие как Текст.
Будучи сами по себе «текстами», неся в днк и через воспитание коды своих предков, мы исследуем и «программируем» с помощью науки и искусства настоящее и будущее, современную культурную среду. Со всеми ссылками и гиперссылками, цитатами и рисунками на полях, — создавая новое, мы понимаем, что являемся частью чего-то большего и значимого.
Выбирая объект для исследования, будь то памятник архитектуры, музейный подлинник или городское пространство, мы будем читать его по слоям:
/ визуально как текстуру;
/ тактильно как фактуру;
/ конструктивно как структуру;
/ интеллектуально как семантический текст;
/ контекстуально как часть конкретной культурной среды в ее развитии – от времени создания объекта до наших дней.
Именно так «читают» культурные тексты современные архитекторы и урбанисты, писатели и авторы социокультурных проектов развития территорий. Дизайнеры, художники и музыканты. Культурологи и музейщики. Филологи и лингвисты. Все, кому важны смыслы, скрытые в культурных слоях. Все, кому дорога память о людях и событиях, которые формировали образ родного города и страны в целом – в сплетении мифа, хроники и легенды.
Именно так, в своё время, работал А.С. Пушкин, создавая «Капитанскую дочку». Именно так работал А.В. Щусев, «вплетая» в архитектуру Марфо-Мариинской обители фрагменты древнерусской белокаменной резьбы.
Для нас нет застывших образцов, а есть методы творцов прошлого и настоящего, которые мы можем выбрать, адаптировать к современности и с благодарностью «присвоить» — как инструменты в нашей самостоятельной «полевой» практике.
В лаборатории [Текст]ура мы будем размышлять и экспериментировать, искать корни слов и явлений. Любоваться и мечтать. Учиться видеть мир как целое и живое. Итогом нашего исследования станут арт-тексты — собственные истории участников.
Понятия.
/ текстура — изображение визуальных свойств какой-либо поверхности или объекта. Применяется также в компьютерной графике.
/ коммуникация: акцент на бережном выстраивании связей с объектом исследования (городским пространством, ландшафтом, музейным артефактом) и коллегами по проекту. Мы уверены в том, что важен не только результат, но и сам творческий процесс, когда мы «читаем» не только объект исследования, но и друг друга — с уважением и интересом;
/ локальное культурное наследие: через объект исследования каждый участник раскрывает смыслы местной художественной традиции, фольклора, истории. Так мы сохраняем многообразие нашей культуры, уникальность каждого города, опыта музея, школы.
/ арт-текст: творческая работа участника проекта, созданная по итогам исследования средствами классического и современного искусства (графика, живопись, декоративное искусство, коллаж, видео-арт, инсталляция, перформанс, конструктор, арт-объект). Главные критерии арт-текста – точность и оригинальность высказывания.
Задачи.
/ разработка методики в сфере проектной деятельности для педагогов и учеников с опорой на музейные коллекции и культурный ландшафт;
/ расширение представлений подростков о профессиональных компетенциях в области культурологии, искусства, дизайна, туризма, социокультурного проектирования;
/ укрепление связей между научными, культурными и образовательными институциями.
Этапы лаборатории.
Первый, лекционный:
(март-май 2023)
Включает в себя лекции мастеров лаборатории. Материалы лекций и другие вспомогательные материалы предоставляются участникам на специальном электронном ресурсе.
Лекции делятся на два блока: теоретический и практический.
Теоретические лекции посвящены разным методологиям чтения культурного наследия: глазами архитектора, писателя, дизайнера, педагога.
Практические лекции посвящены конкретным примерам создания «арт-текстов» - средствами классического и современного искусства.
На первом этапе каждый участник лаборатории также выбирает свой объект исследования-чтения: подлинник из собрания местного музея, памятник архитектуры, исторический ландшафт, городское пространство и т.п.
Второй, творческий:
(Июнь-август 2023)
Работа «в полях». Творческая летняя практика включает в себя создание арт-текстов участниками лаборатории под руководством педагогов и консультантов проекта.
Данный этап подразумевает ведение хроники творческого процесса. Видео, фото-материалы хроники передаются куратору до 30 августа для создания на их основе видеороликов к последующей презентации арт-текстов участников лаборатории.
Готовые арт-тексты высылаются куратору до 30 августа для итоговой выставки проекта.
Третий, презентационный:
(Октябрь 2023)
Открытие выставки-лаборатории [Текст]ура во Всероссийском музее декоративного искусства.
В рамках выставки планируется презентация хроники лаборатории, «защита» арт-текстов их авторами, лекции, встречи, мастер-классы.