ЗАОНЕЖСКАЯ ВЫШИВКА: КОЛЛЕКЦИИ И СУДЬБЫ (0+)

16 ноября – 15 декабря

Выставка посвящена истории заонежской вышивки – одного из крупнейших народных художественных промыслов Карелии. В экспозиции представлено более ста предметов конца XIX – XX вв. из собраний музеев и архивов России, порядка 30 из которых будут продемонстрированы впервые.

Заонежская вышивка занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве Русского Севера. Это крупнейший народный художественный промысел Карелии, визитная карточка Заонежья. С момента основания артели в 1929 году в деревне Хашезеро и до сегодняшнего дня на фабрике в Медвежьегорске (с 2003 года — ООО «Карельские узоры») создаются изделия, сохраняющие традиционные мотивы вышивок и техники «тамбур», «строчка по сетке», «мережка».

В первом разделе продемонстрировано мастерство заонежских вышивальщиц на рубеже XIX—XX веков. Первым руководителем артели в 1929 году стала талантливая мастерица, заонежанка Парасковья Григорьевна Назарова (1885—1965), возглавлявшая артель в течение семнадцати лет (1929—1946). На выставке представлены полотенце «Цветы» и подзор 1920-х годов, выполненные П. Г. Назаровой. Ценными экспонатами являются полотенца М. И. Никоновой и Е. Д. Куваниной из коллекции музея-заповедника «Кижи», собранные во время экспедиций 1970-х годов; фотографии вышивальщиц из собрания Национального музея Республика Карелия, сделанные фотографом Яковом Роскиным в поездке по Заонежью в 1938 году.

В 1930—1940-е годы в заонежской вышивке активно используются агитационные мотивы и тематика карело-финского эпоса «Калевала». Значительным вкладом в прикладное искусство Карелии стали созданные по эскизам художника В. М. Агапова тематические панно «Пастушок Куллерво», «Вяйнемейнен играет на кантеле» и другие. Послевоенный период был одним из самых сложных для предприятия, разоренного войной. Документы в экспозиции рассказывают о том, как тяжело было совмещать женщинам работу и семейную жизнь. Вместе с тем создаются торжественные произведения. В 1948 году была создана «Юбилейная скатерть», украшенная гербом республики, цифрами «1923—1948», звездами, а на углах — инструментом кантеле.

Значительные перемены в ассортименте предприятия произошли в 1960—1980-е годы, когда «Заонежская вышивка» перешла на машинное производство и стала сотрудничать с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Ярким примером совместной работы художников и технологов являются экспериментальные «зашивки», комплекты домашнего текстиля.

В 1990-е годы на основе изучения музейных коллекций Москвы и Петрозаводска художник фабрики Т. Н. Могутина создает эскизы для панно «Птица Сирин», панно «Юбилейное», отличающиеся сложностью композиции, сочетанием машинной вышивки с ручными декоративными швами.

Проект осуществлен при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

Параллельная программа:

/ 17 ноября. Лекция «Заонежская вышивка: от традиционного ремесла к народному художественному промыслу»
/ 26 ноября. Выходные во Всероссийском музее декоративного искусства «Вышивка: новое старое»
/ 1 декабря. Лекция «Вышивка Севера. От полотенца до головного убора»