
19 июня – 30 июля
На выставке «Декоративное искусство – жить красиво» представлены уникальные экспонаты из коллекции Всероссийского музея декоративного искусства, позволяющие проследить историю и эволюцию декоративного искусства России с XIX века по настоящее время. Понятие «декоративно-прикладное искусство» заключает в себе определённый дуализм: с одной стороны – это предметы быта, окружающие человека в повседневной жизни, с другой – предметы искусства.
Посетители смогут увидеть уникальные экспонаты фарфорового производства, скопинский гончарный промысел, резьбу по дереву, камнерезное искусство, каслинское чугунное литьё, ростовскую финифть, лаковую миниатюру, жостовскую роспись, кружевоплетение и ручное ткачество. На выставке также будут представлены знаковые предметы декоративно-прикладного искусства: Скульптура «Джигитовка лезгин» 1887 г. Евгения Лансере, декоративная ваза, выполненная в технике скань артелью «Красносельский ювелир» в 1960 г., шахматы, представленные на Парижской выставке в 1925 г., 5 жанровых композиций на тему крестьянского быта XIX в, созданных в с. Вербилки на заводе Ф.Я. Гарднера.
Фарфоровое производство представлено изделиями первого фарфорового завода в России – Императорского – знаменитыми скульптурами из серии «Народности России» П.П. Каменского (1910 г.), а также образцами камерной пластики 1920-х гг. выдающегося художника Б.М. Кустодиева. Примечательны статуэтки из бисквита (фарфор, не покрытый глазурью) второй половины XIX в. производства первого частного фарфорового завода Ф.Я. Гарднера.
Изделия скопинского гончарного промысла конца XIX-начала ХХ вв. – единственное в своём роде скульптурное творчество, поражающее необычностью образов, сложностью композиций, виртуозностью лепки, многоцветием полив.
Особое место на выставке занимают работы кружевниц (XIX-XX), создавших самобытную художественную традицию, огромное разнообразие узоров, неповторимых приёмов профессионального мастерства и местного своеобразия кружев в каждом промысловом центре. Или же лаковая миниатюра: Федоскино (XVIII), Палеха, Мстёры, Холуя. Жостовские подносы 1970-1980-х гг., золотого века этого промысла. Интересны работы мастеров дагестанского села Унцукуль, выполненные в особой технике унцукульской насечки.