ПРЯЛКОЗАВР. ИЛЬЯ ЕВДОКИМОВ

30 января – 31 марта

Во Всероссийском музее декоративного искусства известный художник театра и кино Илья Евдокимов представит свой проект – «Прялкозавр».

Это рассказ о том, как мир, не знавший ничего о динозаврах, сегодня кажется нам столь же древним, огромным, природным, как они, и с другой стороны, как он сам – это старый русский мир – может снова войти в наше воображение.

Илья Евдокимов на протяжении двадцати лет создавал целые миры обитания для персонажей фильмов, сериалов, рекламных роликов. С недавних пор его миры сами стали героями и превратились в арт-объекты в праздничном пространстве арт-галерей. Волшебство кино дает возможность творить героев, которых не может быть в реальности. А реальный мир – то, что никогда не смогло бы дать кино: потрогать материал, прикоснуться к фактуре, почувствовать тепло, неровность, трещины. Технологический стык того и другого создает 3D скульптуру, в которой теплота и домашность чего-то ручного постепенно переходит в парящую конструкцию доисторически-дикого и человеку неподвластного. Илья Евдокимов создал «Прялкозавра».

Идея у автора родилась в 2023 году из двухнедельного путешествия на русский север по Вологодской области и Северодвинску. Художник, детство проведший в Мурманске, хотел посмотреть отдельный мир других северян – поморов, увидеть их расписанные изнутри церкви, знаменитую почти сказочную на вид северную архитектуру, быт, услышать их древний говор. Там Евдокимов встречался с современными подвижниками, восстанавливающими самобытную, яркую северную культуру, и у одного из них в ангаре обнаружил невольную инсталляцию – большое количество старинных прялок. Уже потерявших краски, но в массе казавшихся будто бы осколками чего-то более могучего и древнего. «Я подумал об этой как будто бы небольшой форме, о том, сколько веков она оттачивалась, сколько умений, наблюдательности, терпения стоит за ней, как если бы передо мной было не просто изобретение человека, а сама эволюция». Это биологическое впечатление мира легко и естественно наложилось на другое – на встречу с реальным динозавром. Ведь некогда русский север был теплым местом и в XIX в Перми были обнаружены кости динозавров, животных с которыми ассоциируется сама идея древности, эволюции и медленного хода работ в мастерской природы.

Динозавр – роскошная конструкция, выточенная природой, в музеях похожая на огромный дом, живой, в котором люди могли некогда жить. Это наглядное доказательство теории эволюции, и в то же время – любимая игрушка современного ребенка. А в кино динозавр – знак нового утопического мира, где формы природы и формы высокотехнологического могут встретиться вновь.