ПРИДУМАНО И СДЕЛАНО В РОССИИ (0+)

22 ноября – 28 февраля

В залах Всероссийского музея декоративного искусства представлены лучшие образцы российского предметного дизайна. Среди экспонатов более 200 предметов мебели, предметов интерьера, текстиля и посуды.

Выставка – это результат всероссийского конкурса предметного дизайна, который прошел уже в третий раз (предыдущие годы проведения: 2018, 2020) Почти тысяча дизайнеров из 84 городов страны представили свои эксперименты не только с формой, но и с материалом компетентному жюри из директоров ведущих музеев России и экспертов. Для шорт-листа было отобрано 215 работ. 

Елена Харламова, директор департамента Департамента музеев и внешних связей, член жюри: «Конкурс активно развивается, с каждым годом растет количество участников, всё больше молодых специалистов представляют свои работы. В этом году мы ввели специальную молодежную номинацию. Расширяется география проекта, сегодня конкурс охватывает десятки городов по всей стране – от Санкт-Петербурга до Якутска. В экспертное жюри вошли представители Минпромторга России. В ближайшее время мы проведем встречи в формате питчингов дизайнеров и бизнеса. В этот раз особое внимание мы обратили на предметы прикладного искусства, чтобы итоги конкурса смогли приобрести более практических характер».

Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства, председатель жюри: «Потенциал наших креативных индустрий зависит от того, как взаимодействуют между собой творчество с возможностью воплощения идеи в производстве. Наша выставка важна именно с этой точки зрения. Мы хотим показать, что в России у креативных идей огромный потенциал. Многие вещи уже прямо сейчас можно производить в массовом порядке».

Победителей определили в трех основных номинациях: промышленный дизайн, студийный дизайн, номинация «молодежная» и внеконкурсной Fine Craft, где красота важнее функциональности.

Гран-при выиграла работа «Урындык» или «стул» по-татарски. Его автор – дизайнер Пётр Сафиуллин, основатель бренда Yaratam. Его работа войдет в коллекцию Всероссийского музея декоративного искусства. На основе существующего опыта создания мебели Петр Сафиуллин попытался вывести формулу идеального стула: «Я считаю, что среди других предметов мебели стул проектировать сложнее всего. Сделать идеальный стул – это всегда вызов для дизайнера. Он должен быть не только интересным и красивым, а еще и удобным, выдерживать нагрузки. Я хотел создать стул с самым простым дизайном, легкий, с продуманной эргономикой, способный выдерживать динамические нагрузки, тот, который сможет вписаться в любой интерьер».

К выставке подготовлена обширная деловая программа, освещающая вопросы дизайна, способы его продвижения, бизнес и профессиональное образование, новые рынки и перспективы развития. 

Для широкой аудитории каждый четверг и субботу будут проходить кураторские экскурсии, встречи с дизайнерами и экспертами. Также посетители смогут поучаствовать в народном голосовании и отдать свой голос за понравившуюся работу на сайте конкурса. Итоги будут подведены 2 февраля 2023.

К открытию выставки студентами 2 курса кафедры музыкальной звукорежиссуры Российской Академии музыки им. Гнесиных под руководством звукорежиссёра и композитора Виктора Осадчева создан проект «Звуки Всероссийского музея декоративного искусства». Автор идеи: Наталья Логинова, куратор конкурса «Придумано и сделано в России», руководитель центра моды и дизайна. Консультант: Марина Карпенко, преподаватель кафедры музыкальной звукорежиссуры Российской Академии музыки им. Гнесиных. 

Говорят партнеры и архитекторы проекта

Генеральным партнером конкурса «Придумано и сделано в России» стала «Группа ЛСР» – ведущий строительный холдинг страны. Ключевые регионы присутствия компании — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Московская и Ленинградская области. В Москве у ЛСР сейчас строятся семь жилых комплексов разного класса, самый известный из которых — «ЗИЛАРТ», признанный лучшим ЖК РФ.

«Как лидеру в своей отрасли, одному из крупнейших строительных холдингов России, нам было интересно поучаствовать в выявлении лидеров в среде дизайна, – рассказал Александр Зильберт, директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям «Группы ЛСР». – Причем мы настолько увлеклись, что решили учредить собственную номинацию. В ней мы с Оргкомитетом решили отобрать работу, которая могла бы стать первым экспонатом будущего Музея современного искусства, который сейчас вовсю возводится в рамках нашего флагманского ЖК «ЗИЛАРТ» на московском бульваре братьев Весниных. С помощью уважаемого жюри мы остановили свой выбор на работе Дианы Воуба «Алфавитяне». Нас покорило то, как художница переосмысливает жизнестроительные идеи русского авангарда. Собственно, тем же самым и мы занимаемся в рамках проекта «ЗИЛАРТ» – не случайно его улицы названы в честь знаменитых отечественных авангардистов».

Официальный партнер конкурса – нефтесервисная компания «НафтаГаз», реализующая высокотехнологические проекты по строительству скважин всех видов и любой сложности в регионах с суровыми природно-климатическими условиями.

Турал Арифович Керимов, председатель совета директоров компании «НафтаГаз»: «Всероссийский музей декоративного искусства выступил как Хранитель и Созидатель. Ориентация на российское происходит в экстремальных условиях изоляции и санкций. Но в данном случае мы пользуемся этим как положительным условием, как это часто бывало в нашей истории. Чем сложнее – тем талантливее. Быть может эти условия, когда у нас появилась возможность больше узнать своих специалистов, в том числе, в дизайне, заставят по-другому посмотреть на интеллектуальные, творческие, новаторские способности России».

Ольга Косырева, дизайн-критик и основатель Дизайн-лектория, член жюри: «Все спрашивают: почему этот стул? Ответов сотня и одновременно ответ один: это хороший правильный стул. «Хороший и правильный» в дизайне означает полезный, эстетичный, понятный, ненавязчивый, честный, долговечный, экологичный, продуман до мелочей, а также это дизайн, в котором «как можно меньше дизайна». Это 9 из 10 принципов хорошего дизайна, сформулированных великим Дитером Рамсом. А десятый принцип — инновационность, и тут, возможно, этому стулу чего-то недостаёт. В нем нет ничего новаторского, это просто крепкий продукт, и он похож на сто разных других стульев одновременно. Но российский дизайн в принципе не находится ещё на том уровне, когда в продукте можно увидеть все эти десять принципов. Мы все сидели на этом и на остальных 14 стульях, выставленных на конкурс и были «подкуплены» скромностью, качеством и удобством предмета».