
01 января – 31 декабря
Все виды народного искусства существовали в единстве и были неотъемлемой частью жизни, они прочно вплетались в жизненный уклад русской деревни. Радостное восприятие жизни, опыт, знание, мастерство, сюжеты и образы передавались из поколения в поколение, рождая традицию. В четырёх залах музея собрана коллекция лучших образцов традиционного русского искусства.
Дерево как живое существо
Дерево было очень важной частью жизни русского крестьянина. Уважительное отношение к дереву как к живому существу, глубокое знание свойств материала, породило множество традиций. Например, перед тем как дерево срубить, с ним разговаривали, просили прощения за причиненную боль. Очень старые деревья не рубили, считалось, что они должны умирать естественной смертью. Из дерева мастерили буквально все: шкафы-поставцы, лавки, сундуки, сани, домашнюю утварь, детские колыбели, знаменитые прялки. Каждый предмет любовно украшался как замысловатой росписью, так и нарядной резьбой. Прялка была гордостью хозяйки, её дарили ещё в детстве или в день свадьбы, дорогой подарок берегли, передавали по наследству.
Корабельная резьба
С появлением в XIX веке на Волге пароходов многие плотники, занимавшиеся корабельной резьбой, переключились на украшения деревенских домов. Резьба с кораблей сошла на берег и облюбовала избы, ими украшали фронтоны, наличники окон, карнизы, ворота. «Одевать дом» – так говорили про декор, который порой мог стоить дороже самого сруба. Корабельные резчики в совершенстве владели приёмами волжской глухой домовой резьбы, вплетая в резные мотивы фигуры-обереги. Скульптурная пластичность и мастерство их работ создавала эффект движения в резьбе за счет игры света и тени, восхода и заката солнца, погоды и времени года.
Игрушки
Сегодня невозможно представить народную игрушку без Сергиева Посада, в котором еще с XVII веке развивалось «игрушечное дело». Неслучайно в XIX веке Сергиев Посад так и называли: «игрушечная столица». Здесь вырезали фигурки из дерева, которым свойственны все черты искусства скульптуры – реальных персонажей, увиденных в жизни, с тонко подмеченными деталями и характерами. Это и расписные нарядные барышни, и гусары, солдаты и крестьяне, птицы и звери, благодаря которым сергиево-посадская игрушка стала знаменита на весь мир.
В отличие от посадских мастеров богородские резчики не расписывали свои игрушки, они ценили естественный цвет дерева и его фактуру. Мир русской деревни оживает в фигурках из глины: грубоватых и приземистых крестьянах, в веселых гармонистах, охотниках, зверях и птицах каргопольской игрушки. Яркостью и многоцветием завораживают знаменитые дымковские барыни в щегольских нарядах, няни-кормилки, важные, пышнохвостые индюки. Глиняные фигурки служили не только игрушками, но и являлись декоративным элементом жилого пространства, символом благополучия.
Женский праздничный костюм
В народном костюме XVII – начала XX века совмещались и узорное ткачество, и вышивка, и набойка, и кружевоплетение, и монастырское золотное шитье. Народный костюм сохранил и пронёс через века основные черты: многослойность, простой и удобный крой, обязательную отделку деталей. Выходная одежда служила для особо торжественных случаев не одному поколению. Самая значимая деталь праздничного наряда – головной убор. Его декор включал изображения солнца, птиц, мирового дерева, воплощая идею неба. «Посмотрите на кокошник сбоку», – любят говорить наши экскурсоводы. «В каждом из них вы легко узнаете гребень птицы». Неслучайно названия женских головных уборов связаны с её образом: «кокошник» (от древнерусского «кокошь» – петух, курица), «кика», «кичка» (утка), «сорока». Среди разнообразия представленных предметов – девичья «коруна», по форме и обилию украшений напоминающая убор сказочной царевны.
Купить билет на экспозицию можно по Пушкинской карте.