ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ. ЕЛЕНА И ВАЛЕНТИН ВОЛКОВЫ

30 мая – 27 июля

Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку, посвященную памяти двух художников: всемирно известной художницы, представителя «наивного искусства», чье имя занесено в Британскую энциклопедию мирового наивного искусства, Елены Волковой и яркого самобытного профессионального художника Валентина Волкова.

Она – не признававшая рисунка с натуры, не знавшая и не проходившая художественных школ, и он - стремившийся к живописи с детства, прошедший художественную школу, обучавшийся у авангардиста Василия Ермилова, выжившего после «сталинских чисток», обожавший Фалька, владеющий множеством художественных техник и живописных приемов и первый, кто сумел распознать и оценить уникальный талант своей матери.

Талант художника Елене Волковой перешел от отца Андрея Пастухова. Он был владельцем лодочных станций, сам расписывал вручную лодки, украшал берега Донца. С самого раннего детства Елена угольком намечала рамку, сама из ягод и трав делала краски, рисовала ярких и небывалых птиц и рыб, развешивая картинки по избе. Люди приходили смотреть на работы девочки, а отец гордился до слез. Но художником Елена не стала – она была и оставалась крестьянкой, жившей не в самом простом ХХ веке. 

Ее сын Валентин первые шаги в искусстве стал делать еще в школьные годы. Однажды, в третьем классе, ему дали задание нарисовать яблоко. Вернувшись домой, у него не получается начать, тогда мама взяла карандаш и нарисовала яблоко, абсолютно живое! Валентин получает пятерку, но остался недоволен оценкой, так как нарисовал не он сам. С этого момента мальчик упорно трудился и пытался создать те картины, которые, по его мнению, отражают реальность предмета. Елена Андреевна всякий раз спорила, не принимала его желания писать с натуры: «Ты изображаешь вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они есть в действительности. Надо писать ярче, сочнее!», но Валентин сопротивлялся. Эта тонкая грань, пожалуй, и определяет их отношения. 

В начале 60-х годов уже повзрослевший Валентин написал натюрморт, оставив его дома. По возвращению он обнаружил его «исправленным», а на его вкус «испорченным». Вновь между ними возник спор о том, как надо писать, что на самом деле является реальностью. «Наблюдая за тем, как ты пишешь, я не осмеливалась признаться тебе, что мне хочется хоть разочек попробовать писать масляными красками. Чтобы не огорчать тебя, работать буду только в твое отсутствие, только не прогоняй меня», – сказала Елена своему сыну. Ошеломленный Валентин ответил: «Вот Вам лучшие краски, картонки, холсты. Работайте, но только никогда не касайтесь моих работ!». Так было положено восхождение нового искусства, которое именно Валентин смог оценить, спасти от людского пренебрежения, и в итоге прославить на весь мир. При этом, не изменяя себе и своим поискам внутри живописи и того, что его мама – Елена Андреевна называла «видимостью».