ТОПОР – ОРУЖИЕ ПРОЛЕТАРИАТА. ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГРАВЮРА НА СТАЛИ 1920-1940-Е ГГ.

11 december – 23 january

На основе собрания коллекционера Михаила Вилькина и фондов Всероссийского музея декоративного искусства выставка даёт возможность познакомиться с незаурядным промыслом мастеров Златоустовского оружейного завода, а именно декоративной гравировкой по стали. На выставке будет представлено около 60 произведений, среди которых особенно хочется отметить крайне редкий вариант подписного топора работы ведущего мастера завода Яковлева с изображением вида Златоустовского завода и знамени на фоне индустриального пейзажа, а также подарочные панно с изображениями ведущих политических деятелей своего времени Матвея Шкирятова и Николая Шверника, памятный настольный прибор с изображением известного партийного хозяйственника Константина Валериуса, крайне редкую шкатулку 1948 г. работы Александра Боронникова. В дополнение к выставке издан тематический каталог.

Цех украшенного оружия появился в Златоусте около 1817 года, спустя несколько лет после открытия оружейной фабрики. Для обучения русских мастеров были приглашены талантливые художники из традиционного европейского оружейного центра Золинген. Очень быстро наши мастера освоили и усовершенствовали технику украшения оружия. Уже с 1820-х годов о себе заявили мастера Иван Бушуев, Иван Бояршинов и Пётр Тележников. Их работы совершенно заслуженно получили мировое признание, демонстрировались на международных выставках, вручались в качестве посольских даров, а также преподносились членам императорской семьи. Революция 1917 года внесла смуту во все сферы жизни. Работа Златоустовского завода в первые годы советской власти была направлена на помощь Красной армии в борьбе с белогвардейцами.

Гордость завода – цех украшенного оружия фактически ликвидировали, а талантливых мастеров перебросили на производство «гладких» армейских сабель и штыков. Сложно представить, с каким трудом работникам удалось сохранить традиции изготовления украшенного оружия и убедить новую власть в необходимости создания декоративных изделий. Так, работая за гроши в ужасающих условиях в непроветриваемом помещении, дыша ядовитыми парами ртути и азотной кислоты несколько мастеров сумели не только восстановить промысел, но и придать ему новое звучание. В первые годы советской власти многие художественные центры вынуждены были искать новые формы самовыражения, актуализировать искусство соразмерно современной агитационной повестке. Начиная с 1920-х годов основным видом украшенного оружия на Златоустовском заводе становится топор. Он воспринимается не как утилитарный предмет, в нем видят оружие пролетариата для борьбы с инакомыслием на пути к светлому коммунистическому будущему.