
Лекции посвящены онтологии и семиотике народного искусства - истокам, смыслам, методам прочтения художественной системы и философского дискурса народного искусства.
Народное искусство рассматривается как живой процесс органично связанный с географией, природой, локальной культурой. Лекторы рассматривают понятия канона и вариативности, коллективного и авторского, объясняют методы интерпретация традиционных образов, символов и знаков.
/ Лекция Любы Тепцовой «Орнамент как язык — забытый или незабываемый?»
Люба Тепцова расскажет о прошлом, настоящем и будущем орнамента как метаязыка. Поделится результатами своих исследований и покажет целостную картину этого уникального естественно-научного и художественного явления.
«Древнейший вид высшей математики и сакральный визуальный язык сегодня часто воспринимают как банальное украшение. Некоторые даже протестуют против таких излишеств. Моя цель показать, что визуальный язык орнамента всё ещё существует и может принести пользу тем, кто умеет им пользоваться».
Люба Тепцова, филолог, искусствовед, исследователь орнамента, дизайнер одежды.
/ Лекция Владимира Кошаева «Онтология народного искусства»
Задача философии переводить представления о вещах «из сферы обыденности в бытийность» (Мартин Хайдеггер) и это актуально и для искусства в целом, и особенно для понимания места и роли народного искусства в культуре в целом. Перед современным исследователем народное искусство предстает как палимпсест со множеством разновременных «слоев»:
- как Образ мира, отраженный в образно-орнаментальной природе декоративно-прикладного искусства разных народов России — со эпохи мезолита до Средневековья;
- как фольклорная форма, пришедшая на смену архаичным родовым представлениям, постепенно воспринимающая сюжетную, жанровую тематику, наряду с сохранением прежней образной системы;
- как сфера научного знания, торгово-промышленной эстетики, культурной стратегии государства и общества в XVIII-начале XX века;
- как тип культуры и художественной целостности в рамках научной парадигмы народоискусствознания, сложившейся в советское время;
- как живая действительность, форма художественно-исторической памяти, национальной идентичности.
Владимир Кошаев, доктор искусствоведения, профессор кафедры семиотики и общей теории искусства факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова
/ Лекция Дмитрия Баранова «Народный орнамент: этнографический анализ визуальных образов»
В лекции речь пойдет о семантической интерпретации визуальных образов на предметах народной культуры, методах толкования изображений как продукта мифологического сознания. «Прочтение» изображений требует обращения к источникам определенного рода, а именно: мифопоэтическим представлениям, фольклору, обрядам, предметному миру. Невозможно точно определить, какой именно контекст стал основой визуальных знаков, так как смыслы разобщены только в сознании зрителя, в пространстве народной культуры они образуют единое целое.
Как работать с этим единством и гармонией народного искусства, как толковать и интерпретировать образы, не искажая смыслы, - этим вопросам и будет посвящена лекция.
Дмитрий Баранов, кандидат исторических наук, заведующий отделом этнографии русского народа Русского этнографического музея.
Лекции Ралии Мусиной
/ «Традиции народного искусства как живой процесс. Коллективное и авторское»
Лекция посвящена специфике народного искусства как коллективного творческого наследия, в котором авторское всегда проявляется внутри художественного канона. На встрече будет рассказано о гармоничном сочетании взаимодополняющих слоев народного искусства - традиционном и инновационном во всех жанровых, стилевых и функциональных элементах, о том, как взаимодействовать с наследием народного искусства в системе современной культуры с позиции устойчивых ценностей и новых потребностей общества, соединяя опыт прошлого и современные формы.
/ «Законы народного искусства: предметный мир и его смыслы»
На лекции речь пойдет о структурных элементах художественного языка народного искусства: законах формообразования, баланса «красоты и пользы» - декора и функциональности изделия, а также композиции, цвета, о ведущей роли природного материала и особенностей сложении «стиля» того или иного народного промысла внутри локальной традиции. Участники лекции познакомятся с основами методики, выработанной в творческих лабораториях НИИХП, которая позволяет, исходя из знания законов народного искусства, интегрировать его художественный язык в современную культуру повседневности, адаптировать к актуальным предметным формам.
Ралия Рифгатовна Мусина, доктор искусствоведения, профессор РГХПУ им. С.Г. Строганова, член Федерального экспертного совета по НХП.
/ Лекция Ивана Митина «Промыслы как палимпсест: уникальность места и креативные индустрии»
В лекции на основе теорий взаимодействия человека и пространства предлагается оригинальный взгляд на народные промыслы через призму места. Традиционные образы народного искусства в нашем сознании, как правило, тесно связаны с местом (например, Гжель), выражают уникальные особенности места. В то же время именно место может служить «ключом» к конструированию новых продуктов креативных индустрий, которые будут выступать новой интерпретацией и репрезентацией уже сложившихся и востребованных локальных смыслов.
На основе авторской модели места как палимпсеста в лекции будет рассказано о теории культурного ландшафта. В практическом отношении будет показано, как изучение и понимание локальной специфики, уникальных черт городов и регионов позволяют сконструировать новые территориальные бренды средствами культуры и наполнить изделия креативных индустрий уникальными локальными образами, соединить традиции и инновации в креативной экономике, опираясь на местные и региональные особенности.
Иван Митин, кандидат географических наук, доцент Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, менеджер культурного центра «Вдохновение».
/ Лекция Анны Тепловой «Народное как синтез искусств. Образ, язык, движение»
Традиционное народное искусство глубочайшим образом связано с местом своего бытования, природой, ландшафтом, архитектурой, духовной историей. Мы рассмотрим особый характер народного искусства, проявляющийся в единстве материальных форм культуры и нематериального наследия. На примере русского костюма увидим его связь с пластикой народного танца. Познакомимся с устными традициями, с тем, как язык и его диалекты отражались в ремесленных практиках. Актёрская игра и музицирование, песенные традиции, праздники и обычаи, мифология и эпос, — знание всех форм коммуникации в традиционной культуре может дать современному художнику понимание народного искусства как целостности — органической системы, где предмет выступает как зримое воплощение представлений человека о мире и своего места в нем, об идеале, гармоничных отношениях внутри сообщества.
Анна Теплова, кандидат педагогических наук, фольклорист, заведующая кафедрой народной художественной культуры факультета искусствоведения Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.